papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

Фу-син (Звезда счастья) — в поздней кит. нар. мифологии божество счастья, одно из божеств триады звездных духов — сань син.

Согласно преданию, однажды вечером, ложась спать, он увидел окруженную сиянием женщину, сидящую на постели. Поскольку это было 7-го числа 7-й луны, он решил, что это Небесная ткачиха (Чжи-нюй), к-рая в эту ночь встречается со своим супругом Волопасом (Ню-лан). Го Цзы-и обратился к ней с просьбой даровать ему счастье и богатство, на что женщина ответила, что он сам божество счастья — Фу-син.

Обычно на картинах, вышитых панно и т.п., Фу-син изображается в окружении символов счастья, напр., летучих мышей (фу [9] — «летучая мышь» является омонимом слова фу [8] — «счастье»). B тех случаях, когда изображается вся триада звездных божеств сань син, Фу-син размещается посередине, слева от него — бог долголетия Шоу-син, а справа — бог карьеры и жалования Лу-син.

Фэн шань (досл, фэн [3] «запечатывание» и шань «очищение») — жертвоприношения Небу и Земле

Превратившись в дальнейшем в один из самых специфич. феноменов гос. религии Китая, фэн шань почитались ритуалами исключительно сакральной значимости, требующими особой тщательности исполнения, а потому проводились эпизодически. Известно неск. случаев, когда уже подготовленный ритуал отменялся из-за опасений неправильного его проведения. После Цинь Ши-хуан-ди ритуалы фэн шань были исполнены пять раз.

При Тан литургич. сторона фэн шань настолько усложнилась, что при Гао-цзуне подготовка к нему длилась почти год. Кульминационным моментом ритуала стал акт оповещения Неба и Земли о деяниях монарха. Текст имп. доклада гравировался на спец. нефритовых (обязательно белого цвета) табличках (40х5х7 см). Таблички укладывались в нефритовый ларец, к-рый зарывался в землю и засыпался сверху пятью слоями земли, соответствовавшими нормативной колористической гамме у сэ («пять цветов»), также имевшей космологич. семантику и связанной с у син.

Возможно, именно особая сакральная значимость этой церемонии и опасения неверного исполнения привели к исчезновению самого обряда, несмотря на то что он продолжал считаться одним из гл. действующих гос. ритуалов

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments