Итоги тысячелетнего развития
Субстанциально-интегральная терминология
Космос, хаос и судьба
Эллинизм
…
Именно в неоплатонизме впервые сливалось объектное понимание космоса, которое было в классике, и субъектное его понимание, каким оно стало в период эллинизма. Но при этом не нужно доказывать и того, что здесь восстанавливалось то единство и даже тождество субъекта и объекта, которое было характерно для старой мифологии, видевшей повсюду только живые существа, а всякое живое существо как раз является и не только объектом, и не только субъектом, но еще и субстанциальным тождеством того и другого. Вся новость и вся разница заключалась здесь в том, что это тождество уже представлялось не в своей нерасчлененной слитости, но в своей диалектической единораздельности.
…
Хаос
…
Основным моментом в понимании античного хаоса должна быть его правильная этимология — от корня cha-, откуда глаголы chainö, chascö, что значит «зеваю», «разеваю». Хаос поэтому означает, прежде всего, «зев», «зевание», «зияние», «разверстое пространство», «пустое протяжение». Этот исходный момент, однако, в дальнейшем усложняется до полной неузнаваемости, хотя первоначальное значение этого термина не исчезает до самого конца античности.
…
Необходимо отметить, что совпадение всех начал и концов в одном принципе — это, вообще говоря, любимейшая идея античного мышления. По Гесиоду (Theog. 736—738, 806—808), все начала и концы мировой жизни залегают в Тартаре. Плутон же по основному значению своего имени указывает на богатство и обилие, но в то же самое время это — божество подземного мира и царства мертвых. Дионис — бог жизни и производительных сил природы; но, по Гераклиту (22 В 15 D9), «Аид и Дионис тождественны». Римская Либитина — и вожделение и смерть. Начала и концы совпадают и в периодических мировых пожарах Гераклита, и в Philia («Любви») Эмпедокла, и в позднейшем учении о палингенесии. Сюда же относится круговращение вечности в себе платоновского «Тимея» и всех позднейших комментаторов этого диалога. Форма у Аристотеля тоже содержит в себе момент и движущий и целевой. Прокл по своей системе проводил триаду — monë, proodos, epistrophë («пребывание на месте», «эманация», «возвращение»). Поэтому учение о совпадении начал и концов в хаосе для античного мышления, одна из типичнейших тем.
…
Античный хаос есть предельное разрежение и распыление материи, и потому он — вечная смерть для всего живого. Но он является также и предельным сгущением всякой материи. Он — континуум, лишенный всяких разрывов, всяких пустых промежутков и даже вообще всяких различий.
…
Судьба
…
Что не есть античная судьба.
О том, что не есть античная судьба, хорошо говорит излагающая наше учение А. А. Тахо-Годи: «Античная судьба не есть только предмет слепой веры и не есть результат только философской теории, не есть только произвольно капризная фантастическая выдумка поэтов и драматургов, не есть только констатация неопределенных случайностей жизни и не есть только стихия жизни, вызывающая ужас и трепет».
…
Теперь, когда мы дали точное определение античной судьбы, можно признать и некоторую реальность за этими отдельными ее проявлениями, которые всегда могли встречаться не в своем максимально необходимом и всегда наличном виде, а в своем частичном, более или менее случайном и вовсе не абсолютно необходимом виде.
…
Если в основе всего лежит вещество, то и личность рисуется античностью главным образом в вещественно-природном пластическом виде. Личность в античности отнюдь не отсутствовала. Но она была выражена там только природными средствами. Человек чувствовал себя личностью и поступал как личность. Но личность была для него не самостоятельной субстанцией, а только вещественным изображением внутренней субъективной жизни.
Адлер! Характер как способ и средство.
…