papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

Тай пин — «Великое спокойствие», «Великое равенство», «Великое равновесие», «Великое благоденствие», «Великий покой».

Ярым сторонником этой т. зр. был и Ван Чун, давший своеобр. интерпретацию тай пин. Он заострял внимание не на пространственно-политич. аспекте мироустроительного процесса, а на состоянии народа (бай син), к-рое, по мысли Ван Чуна, является гл. критерием для определения эпохи Великого спокойствия/Не исключено, что на его взгляды оказал влияние еще один вариант концепции тай пин, к-рый едва прослеживается в ханьских текстах. В нем эра Великого спокойствия соотносилась с эпохой правления легендарного совершенномудрого императора Яо. Считалось, что периодом «приближающегося спокойствия» (шэн пин) называли времена, когда после 3 лет пахоты оставалось пищи на 1 год, «нарастающим спокойствием» (дэн пин) — когда после 9 лет пахоты оставалось пищи на 3 года, а «Великим спокойствием» — времена, когда после 20 лет пахоты оставалось пищи на 7 лет

Новый всплеск популярности концепции Великого спокойствия наблюдается в общественно-политич. мысли эпохи Цин (1644—1911). Идеолог и вождь восстания тайпинов (1850—1864) Хун Сю-цюань (см. в т. 1) объединил это понятие с теорией Великого единения (да тун). Впоследствии синтез теорий сань ши, тай пин и да тун получил свое развитие в учениях Кан Ю-вэя и Лян Ци-чао.

Тай-суй (Великое божество времени). В кит. мифологии планета и ее повелитель — божество времени.

Тай-суй соответствует планете Суй-син («Планета времени», т.е. Юпитер), совершающей почти 12-летний цикл обращения вокруг солнца. В трактате Ван Чуна (см. в т. 1) «Лунь хэн» («Критические рассуждения», I в.) говорится, что и противодействие божеству Тай-суй, и стремление обрести его расположение приводят к несчастью.

Тайшань (Великая гора), Дунъюэ/Дун-юэ (Восточный пик). В кит. мифологии священная гора (находится на п-ове Шаньдун)

Согласно даос, сочинениям, в свите владыки Тайшань также состояли Дун-юэ шан-цин сы-мин чжэнь-го чжэнь-цзюнь (Истинный государь, Восточного пика сановник высшего ранга и вершитель судеб, поддерживающий порядок в стране), под к-рым имеется в виду Мао Ин, старший из трех братьев Мао (сань Мао); два божества, ведающие счастьем, — Цзэн-фу (Добавляющий счастье) и Люэ-фу (Убавляющий счастье)

Тай-юэ да-ди (Великий владыка пика Тай), Дун да-ди (Восточный великий владыка), Дун-юэ да-ди (Великий владыка Восточного пика) — повелитель горного хребта и горы Тайшань, одной из «пяти священных пиков» (у юэ), служивших маркерами сторон света.

В ведомствах природных явлений и стихий (дождя, наводнений, ветра и т.д.) начальниками -чиновниками оказались божества-повелители стихий. Низшие должности занимают души усопших, удостоившиеся такой чести благодаря своим прижизненным достоинствам и поступкам. Если же возникает необходимость в пополнении штата, Восточный владыка может призвать к себе любого из живущих людей — так объясняются в популярных верованиях случаи внезапной и преждевременной смерти

При ближайшем же рассмотрении выясняется, что никто из божеств-владык и их подчиненных был не вправе самовластно распоряжаться судьбой человека: все ниспосылаемые блага и наказания являлись следствием его собств. деяний. Т.е. в популярных верованиях остался в силе ментальный антропоцентризм, исходно свойственный религ. мировосприятию кит. этноса.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments