papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

Сюань-цзан, Чэнь Хуй, прозвище Сань-цзан фа-ши (Наставник Трипитаки), Тан-сэн (Танский монах). 600 (или 602), Гоуши округа Лочжоу (совр. Гоуши-жэнь округа Яныни пров. Хэнань), — 664.

Развивая традицию инд. мыслителя Дхармапалы (VI в.), выделял алая-виджняну (алайе ши — «сознание-сокровищница»; см. в т. 1) из др. видов сознания: она продуцирует феноменальный мир, к-рый воспринимается остальными видами сознания. Предложил учение об алая-виджняне как о хранилище «семян» (биджа, чжун [3] — причинных факторов возникновения «дхарм (фа [1]), подверженных бытию». Подразделял «семена» на универсальные, присутствующие в сознании всех живых существ, обусловливающие одинаковые проявления и восприятия (благодаря им, напр., люди более или менее одинаково воспринимают горы, леса, реки и т.п.), и индивидуальные, присущие алая-виджняне отдельного живого существа и обусловливающие индивидуальные восприятия

и оценки

При возвращении на родину в 645, пересекая границы империи, Сюань-цзан двигался с осторожностью, в ночное время, помня о незаконности своего отъезда. Однако вскоре был принят имп. Тай-цзуном (627—650), тот был весьма благосклонен к нему, объявил о прощении и даже, ввиду большой ценности привезенных сведений, предлагал ему высокий пост при дворе. Личность и проповеди Сюань-цзана произвели такое сильное впечатление на императора, что он встречался с ним и впоследствии.

«Сю синь яо лунь» — «Трактат об основах совершенствования сознания». Авторство приписывается 5-му патриарху чань-цзун (см. также Чань-сюэ; Чань школа в т. 1) Хун-жэню (601—674), скорее всего, был составлен его учениками согласно наставлениям учителя.

Прежде всего, это «блюдение истинного сознания» (кит. шоу чжэнь синь), т.е. осознание, прочувствование самой природы сознания как «природы Будды» (фо син), изначально чистой и просветленной. При этом под сознанием имеются в виду не его конкретные состояния или содержание, речь идет именно о природе сознания, его сущностных характеристиках — «сознаньевости», присутствующей актуально, но незримо в любом акте и любом состоянии сознания, подобно тому как вода присутствует в любой волне.

Сяо шэн (санскр. хинаяна — «малая колесница»).

Под этим назв. последователи махаяны (да шэн) объединяли течения буддизма, оформившиеся на раннем этапе его становления. Сами приверженцы хинаяны этого названия не признают и считают его оскорбительным.

В хинаяне, в отличие от других инд. религ. учений, со страданием (санскр. духкха, кит. ку), т.е. с «недолжным» бытием, безоговорочно отождествляется любая форма существования человека (даже если субъективно он этого и не осознает).

Все живущее в мире состоит из дхарм, находящихся в постоянном движении. Человеческое «я» рассматривалось как совокупное функционирование определ. дхарм, а жизнь — как отражение их пульсации в сознании живых существ. Человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, но они не есть результат субъективных представлений индивида, а объективный факт, следствие «волнения» дхарм. Поэтому, согласно философии хинаяны, феноменальный мир есть иллюзия, к-рая существует объективно. В буд. мировосприятии различаются два уровня реальности: «чистая реальность» — поток дхарм и «феноменальная реальность» — то, что окружает человека в повседневной жизни. «Феноменальная реальность» состоит из объективированных образов, возникающих в сознании человека под воздействием «чистой реальности» на его органы чувств. Поэтому эта реальность — обусловленная, неподлинная и иллюзорная.

В вайбхашике (одной из осн. школ раннего буддизма) дхармы рассматривались как вечно существующие реальности, к-рые функционируют, действуют в моментах, при этом сами они как таковые в момент не входят (т.е. бытие «дхарм» не проявляется в моментах). Следовательно, сущность дхарм остается вне эмпирического, к-рое является как бы проекцией, эманацией истинно-сущего.

Человеческая жизнь в системе хинаяны в целом предстает как поток, временное сочетание безначальных и бесконечных составных частей. Каждая часть, каждый элемент этого потока, в свою очередь, рассматривается как «цепь моментов», как «цепь мгновенных действий». Поток человеческой жизни беспрестанно меняет свой состав то более то менее существенно, но смена происходит так быстро, что сам процесс смены остается незаметным. Эмпирич. бытие предстает как поток ежемгновенно сменяющихся мгновенных элементов. Поэтому человеческое существование не содержит в себе ничего постоянного.

Тай пин — «Великое спокойствие», «Великое равенство», «Великое равновесие», «Великое благоденствие», «Великий покой».

В конф. трактовке термин тай пин стал использоваться для обозначения периодизации становления мирового порядка в теории сань ши («три эры»), разработка к-рой была завершена во II в. н.э. ее видным представителем Хэ Сю (129—182). Термин тай пин в сочетании с сань ши встречается уже в I в. до н.э. в трактате «Янь те лунь» («Спор о соли и железе») Хуань Куаня (I в. до н.э.), написанном по следам придворной дискуссии (81 до н.э.) о гос. монополии на соль и железо.

Такая трактовка хода истории была воспринята ханьскими учеными как идеальный образец историч. развития и оформлена в отд. социально-политич. концепцию. Согласно ей, мироустроение происходит в три этапа: сначала в мире царит период упадка и смуты (шуай луань), потом его сменяет период приближающегося спокойствия (шэн пин), и, наконец, наступает период Великого спокойствия (тай пин).

Так, еще Дун Чжун-шу утверждал, что наступление эры тай пин вызывают, или, точнее, «привлекают» (чжи [5]), «совершенномудрые» люди (шэн [1]).

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments