papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

Си-ван-му (Владычица Запада, Бабка Запада, Хозяйка Запада) — в др.-кит. мифологии женское божество, обладательница снадобья бессмертия.

Согласно наиболее древнему описанию («Шань хай цзин» — «Книга гор и морей», кон. III — нач. II в. до н.э.; см. в т. 1), Си-ван-му похожа на человека, но имеет хвост барса и клыки тигра; она любит свистеть, в ее растрепанных волосах торчит заколка-шэн; она ведает небесными карами и пятью наказаниями

любит свистеть...

Согласно коммент. Го Пу (III—IV вв.) к «Шань хай цзину», Си-ван-му считалась также божеством, насылавшим эпидемии, болезни и стихийные бедствия. По «Бо у чжи» («Описание всех вещей», III в.), Си-ван-му подвластна жизнь всех людей, кроме мудрецов, святых и даосов (слова, приписываемые Лао-цзы; см. в т. 1).

В ср.-век. даосизме и фольклоре Си-ван-му — хозяйка своеобразного рая бессмертных (сянь [1]) на горе Куньлунь, где растут персики бессмертия. Бессмертные регулярно съезжаются к ней на торжества. Считалось, что она и ее муж хранят списки бессмертных, повелевают ими, награждают или наказывают их за проступки.

Сунь Бинь. В поздней кит. нар. мифологии бог—покровитель сапожников, чеботарей и шорников. В основе образа Сунь Биня реальное историч. лицо — стратег IV в. до н.э. Сунь Бинь, потомок основателя военной науки (см. Бин-цзя в т. 1) в Китае Сунь-цзы (см. «Сунь-цзы» в т. 1). Согласно преданию, Сунь Бинь, обучавшийся военному делу, был ложно обвинен в преступлении, за к-рое по закону ему отрубили ноги (ступни ног?), по др. версии, у него отняли коленные чашечки и бросили в темницу. Сунь Бинь сумел дать о себе знать послу царя гос-ва Вэй, к-рый увез его к своему правителю, и тот назначил Сунь Биня военным советником. Сунь Бинь сделал себе кожаные сапоги — своеобразные кожаные протезы и следовал за войском в повозке. По др. версии, поскольку ему трудно было вскакивать на коня, он изобрел седло. На нар. картинах {нянь хуа) его изображали опирающимся на костыли и в сапогах с высокими голенищами.

Биография Сунь Биня изложена Сыма Цянем (см. в т. 1) в цз. 65 «Ши цзи» («Исторические записки»; см. в т. 1), посвященном жизнеописаниям великих военных стратегов древности Сунь-цзы (VI—V вв. до н.э.) и У-цзы (IV в. до н.э.), считающихся основоположниками школы военной философии (бин-цзя; см. также в т. 1: «Сунь-цзы»; «У-цзы»). Сунь Бинь также был причислен к ее классикам, его имя, по свидетельству Сыма Цяня, «прославилось в Поднебесной, и из поколения в поколение стали передаваться его труды о военном искусстве». Но уже по прошествии двух сотен лет они исчезли.

Однако в 1972 в местечке Иньцюэшань окр. Линьи пров. Шаньдун в ханьском захоронении был найден составленный, по-видимому, учениками Сунь Биня трактат «Сунь Бинь бин фа» («Военные законы Сунь Биня»), называемый также «Ци Сунь-цзы» («[Трактат] Учителя Суня из Ци»), пролежавший в земле более 2 тыс. лет и сохранившийся на 364 бамбуковых планках объемом более 11 тыс. иероглифов. В нем отражены важнейшие деяния и суждения Сунь Биня, и он состоит из 30 гл., разделенных исследователями на две части по 15 гл.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments