papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

Сань ши — «три века [Дхармы]».

В свою очередь, «три века [Дхармы]» подразделяются на периоды: «век истинной Дхармы» — на 1.) период освобождения от «неведения» Дхармы и обретения просветления и 2) период размышления над сутью Дхармы, т.е. усвоения сокровенных истин буд. учения; «век подобия Дхармы» — на 3) период чтения и декламирования сутр, т.е. следования «букве» Дхармы, и 4) период возведения храмов и пагод — показного почитания объектов культа; «век конца Дхармы» — на 5) период исчезновения истинной Дхармы. Это время кризисов, раздоров, стихийных бедствий, эпоха всеобщего упадка.

В «век подобия Дхармы» совершаются «деяния» согласно «учению», но это делается неискренне, напоказ; «свидетельство» о достижении спасения отсутствует, т.е. дискриминируется одна из осн. составляющих Дхармы — результат, или «плод», ее проповеди и следования ей в человеческом мире. Дхарма (как «учение» и как «деяния») функционирует самостоятельно, независимо от живых существ и не ведет их к спасению.

Се-цзяо — «еретическое учение». Понятие кит. культуры. В широком смысле под се цзяо в ср. века могли подразумевать любые идейные течения, противостоящие официальной конф. ортодоксии — «правильной» (чжэн [1]) идеологии, «выправляющей» нравы и обществ, порядок.

В период правления маньчжурской дин. Цин (1644-1911) ив зарубежной диаспоре они способствовали сохранению нац. самосознания: в частности, представителями об-ва Хунмэнь («Братство Хуна») был провозглашен лозунг «единства братьев Хуна среди четырех морей», в осуществление к-рого налажены тесные контакты сект в Китае и за рубежом, в т.ч. в США.

Подавляющее большинство сект отличает веротерпимость и синкретизм. В частности, широко распространены лозунги: «пять учений (конфуцианство, буддизм, даосизм, христианство, ислам) сходятся воедино», «слова Будды, Лао-цзы и Конфуция не отличаются от мудрости Христа и Мухаммада, а мы верим всем мудрецам».

В частности, нек-рые радикальные союзы нач. XX в. — Гуанфу-хуй, Тунмэн-хуй («Объединенная лига» Сунь Ят-сена; см. в т. 1) и др. переняли у се-цзяо формы орг-ции, внутр. взаимодействия, ряд ценностных категорий. Отд. об-ва, напр, действовавшая в нач. XX в. в Иокогаме Тяньди-хуй, являлись по сути револ. орг-циями; во Франции роль кит. секции I Интернационала выполняла местная ячейка того же об-ва.

В КНР термином се-цзяо обозначаются религ. общины, не имеющие официально признанного представительства в лице одной из пяти «патриотических» религ. орг-ций и считающиеся опасными для обществ, порядка и благополучия граждан. Сектантские объединения находятся под запретом как «контрреволюционные» или «реакционные объединения», их создание или участие в них преследуется по закону.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments