papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

Нянь хао — «девиз годов/эры [правления]». Словесная формула из двух, реже трех иероглифов (обычно терминов категориального ряда), в к-рой формулировались принципы и задачи правления, напр.: цзянь-ань («строительство покоя»), чжэн-дэ («утверждение добродетелей»), юн-мин («вечное просветление»), чжи-чжи («достижение порядка») и т. д.

Эта система восходит к гос.практике гэн юань («изменение начала/эры»), гай юань («исправление начала/эры»), в к-рой царствование монарха начиналось как бы заново с проведения определенных ритуальных и обрядовых, символич. и практических акций (изменение местоположения или назв. столицы, администр.-территориального устройства страны, бюрократич. структур и т.п.). Существует т. зр., что эта практика тоже возникла еще в древнейшем кит. гос-ве Шан-Инь (XVIII/XVI — XII/XI вв. до н.э.).

При след. монархах Зап. Хань (206 до н.э. — 8 н.э.) провозглашение нянь хао превратилось в нормативный элемент процедуры вступления на трон, а «обновления» правления продолжали проводиться регулярно, через равные интервалы (6 лет, 4 года). Тогда же офиц. летоисчисление стало вестись, исходя из девизов правления: «начальный год (юань нянь) [под девизом] Тай-чу», «второй год (эр нянь) [под девизом] Тай-чу» и т.д. В дальнейшем смена девизов правления приобрела религ.-политич. смысл: она могла осуществляться в любой момент, когда в об-ве проявлялись кризисные тенденции и возникала потребность в «обновлении» правления.

Всего в кит. истории насчитывается 800 нянь хао, к-рые дают представление и о ходе историко-политич. процессов в каждый конкретный период (длительность сохранения девиза правления служит верным признаком стабильности царствования, частота их смены — кризисной ситуации), и о нюансах офиц. идеологии (употребление тех или иных категориальных терминов).

Новая масштабная календарная реформа была предпринята сразу же после утверждения Китайской Республики: было введено сплошное летосчисление исходя из времени царствования легендарного Желтого императора (Хуан-ди), над вычислением к-рого кит. ученые трудились неск. лет (1903—1911). Именно тогда его хронологич. рамки были определены в 2697—2597 до н.э. Согласно этим расчетам, день провозглашения Китайской Республики (1 янв. 1912 г.) наступил ровно через 4610 лет после дня вступления Хуан-ди на трон.

Пань-гу (пань — «блюдо», гу [2] — «древность»). В др.-кит. мифологии перво-предок, первый человек на земле.

В позднее средневековье Пань-гу изображали обычно с топором и зубилом в руках в момент отделения им неба от земли. Иногда Пань-гу рисовали с солнцем в одной руке и луной в другой, что объясняется соответствующей легендой, согласно к-рой, создавая вселенную, он неверно расположил солнце и луну, к-рые одновременно скрылись за морем, оставив людей во мраке. Тогда государь повелел Пань-гу исправить ошибку. Пань-гу написал на левой руке иероглиф «солнце»/а на правой — «луна». Вытянув вперед левую руку, он позвал солнце, потом вытянул правую и позвал луну. Так он повторил семь раз, после чего солнце и луна поделили время суток между собой.

Имя Пань-гу может быть понято как «Свернувшаяся [в кольцо] древность».

Пань цзяо — «разграничение учений».

Цзи-цзан в своих соч. «Фа хуа цзин ю и» («Краткое содержание „Лотосовой сутры"»), «Фа хуа цзин сюань лунь» («Трактат о сокровенном в „Лотосовой сутре"»), «Фа хуа тун люэ» («Обобщение „Лотосовой сутры"») детально рассматривает концепцию «трех поворотов [колеса Учения/Дхармы]». Коренной поворот (бэнь лунь) колеса Учения/Дхармы знаменуется появлением «Аватамсака-сутры», к-рая, однако, из-за своей сложности недоступна пониманию живых существ. Только бодхисаттвы могут понять ее глубокий смысл. Поэтому второй поворот колеса Учения/Дхармы (мо лунь, конечный поворот) знаменуется тем, что проповедуются сутры, доступные пониманию обычных людей. Это сутры хинаяны, а также сутры, предшествующие «Лотосовой сутре»: «Вималакирти-[нирдеша]-сутра», «Праджняпарамита-сутра» и др. На третьем этапе (гуй юань, возвращение к истоку) проповедуется «Лотосовая сутра», в к-рой провозглашается достижение нирваны всеми живыми существами без исключения.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments