1919
…
Ромодан — Киев. 23.IХ/[6.Х.1]919
…
Георгий [Старицкий] подтверждает, что еще очень распространено настроение у населения о непрочности этой власти. Мне кажется, эта психология чрезвычайно важна. Я ее встречаю кругом, и с ней надо бороться всячески. Когда оно исчезнет или дрогнет, как, напр [имер], оно дрогнуло на Дону, мы будет иметь большой сдвиг к воссозданию жизни.
…
24.IХ/[7.Х], Бор[исполь] — Киев
…
Вместе с нами два офицера (один очень простой, 4 раза ранен, высказывался резко против монархии) и муж и жена Когены. Он к.-д., видный банковый деятель из Москвы, теперь, по-видимому, член совета м [инистерства] фин [ансов] в Ростове. Он рассказывал очень много интересного о ростовских делах, о большевистских. Умный и интересным человек. М[ежду] пр [очим], из его слов я узнал, что подчинение Деникина Колчаку состоялось вопреки постановлению Особ [ого] сов[ещания], принятому огромным большинством. Объясняют, м [ежду] пр [очим], влиянием англичанина Бригса. Приезжали из Парижа устраивать это дело Щербачев, Аджемов и еще кто-то из земцев.
…
Дорогой прочел Павловича [Вельтмана] об интернационализме. Легкая, но местами интересна. Я невольно все эти вопросы рассматриваю с точки зрения автотрофности человечества и геохимических процессов.
…
1/ [14] .X. [1] 919. Утро
…
Для меня, мне кажется, главное в том, что я все время недоволен формой записи, невозможностью выразить в удовлетворяющей меня форме, словами, переживаемое и чувствуемое. Кажется, переживалось немного и неосознанного, выраженного в логических образах впечатления, а когда приходишь к изложению пережитого за день,— видишь, какое количество — бесконечное — переживаний и перечувствований прошло через мое «я».
Удивительно несовершенен аппарат логического выражения бесконечности нашей личности. Язык, выработанный поколениями — бесчисленными — предков, представляет орудие слишком несовершенное. Находится в стадии роста? А между тем рост почти незаметен или даже незаметен на протяжении тысячелетий. Платон и современный человек? Но если мы уйдем еще глубже? Там ясен рост?
…
За чаем решаем продать мой фрак: обещают за него 1000 р., а м[ожет] б[ыть], больше. Ясно, что фрак в будущие ближайшие годы не потребуется.
…
Понед [ельник], 14/ [27[ .X. [1]919
…
В Киеве паника. Кто может — бежит. Не верят власти после драгомировского объявления о том, что жители могут быть спокойны (IX) и что Киев пе будет сдан. Из еврейских, украинских и профессорских кругов идут самые алярмистские сведения. Лекторий университета св. Владимира является одним из таких центров, откуда эти сведения распространяются.
…
Утром в связи [с] работой, читал статьи Максуэла в «Scient [ific] papers». Очень любопытны его замечания о жизни в связи с малой величиной органических элементов и сравнительно большой величиной атомов и молекул. Заслуживает серьезного внимания. М [аксуэл] ведь не знал недоступных зрению организмов и новых больших молекул.
…
16/[29].X. Утро
…
Вчера работал над жив [ым] вещ[еством] хорошо. Читал Боголюбова— философию религии (по указанию Зеньковского; умная апология — па научной почве), кончил Кропоткина о солидарности (живая, будящая мысль книга, не отделанная и не доделанная — но дорого свободное биение мысли).
…
25.Х/[7.XI.1]919
…
Глухая реакция — произвол не власти, а произвол безвластия: самое ужасное, что может быть.
…
27.Х/ [9.ХI.1] 919. Воскр [есенье]
…
Работал над живым веществом. Иногда мне кажется, что вся эта работа очень мало дает в результатах и что я не справляюсь с тем ее размахом, какой даю в ней. Нахожу новые и новые пропуски и убеждаюсь в ошибочной оценке сделанного до меня. Ищу корней своим мыслям и постоянно их находишь — иногда совершенно неожиданно. Сколько моих мыслей действительно моих? Сколько их возникло из фактов или из чтения? Сколько из них воспоминаний прочитанного или услышанного, отзвучащего иначе, чем у других в моей душе.
И сейчас для идеи о количественном постоянстве жизни я все нахожу новых и новых предшественников. Можно дать связную картину людей, подходивших к этой идее. А еще не так давно мне казалось, что нет почти следов этой идеи в прошлом, и это мнение было для меня мерилом того, что я далеко не охватил сделанного до меня. Нет истории этой идеи? Никто не проводил ее последовательно? Оказывала она то влияние на человеческую мысль, какое мне в ней видится? Сейчас Бюффон — фон Бэр — Флуранс — Агассис — Ф. Гартман — Прейер и, вероятно, многие другие. Прейера я, наверно, раньше читал. Находишь все новые и новые недостатки в своем знании и изложении.
…