papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

Лун. В кит. мифологии фантастич. существо, дракон.

Нек-рые романтически настроенные совр. исследователи в подобных сообщениях усматривают доказательства того, что древние китайцы могли наблюдать или динозавров, или инопланетные летательные аппараты, запечатлев их в образе дракона, однако эти сообщения могут быть приземленно истолкованы с помощью определения из конф. канона «Чжоу ли» («Чжоуская благопристойность»): «Лошади выше восьми чи суть драконы (лун)».

Лун-ван (Царь драконов). В кит. мифологии хозяин водной стихии, глава драконов (лун).

Его заступничества просили моряки, рыбаки, земледельцы, а также водоносы, к-рые считали, что подземные источники в колодцах управляются Лун-ваном и соединяются где-то под землей с морем. Во время засухи статую Лун-вана выносили из храма и ставили на солнцепеке, а во время наводнения ее носили, чтобы показать Лун-вану размах бедствия и усовестить его. Если это не помогало, то статую топили в воде. Кит. императоры присваивали лун-ванам различные титулы, а иногда понижали их в чине, издавали указы о ссылке их за проступки в дальние края и т. п.

Лу-син (лу [5] — «карьера, чиновничье жалованье», син — «звезда»), Лу-шэнь (букв, «божество карьеры»), Гуань-син (букв, «звезда чиновников»). В поздней кит. мифологии божество карьеры, особо почитавшееся чиновниками.

Лу-син изображается в виде старца верхом на олене (см. Бай-лу; лу [2] [«олень»] и лу [5] [«карьера»] — омонимы). Иногда Лу-син отождествляется с богом литературы Вэнь-чаном.

Люй Дун-бинь — один из Восьми бессмертных (ба сянь) в китайской даос. мифологии.

По наиболее популярной версии легенды, молодой ученый Люй Дун-бинь на постоялом дворе встречается с даосом, к-рый велит хозяйке сварить кашу из проса и в ожидании заказанной еды заводит с Люем разговор о тщете мирских желаний. Люй не соглашается. Он засыпает и видит во сне свою будущую жизнь, полную взлетов и разочарований, страшных сцен и несчастий. Когда ему грозит смерть, он просыпается и видит себя на том же дворе, хозяйка варит кашу, а даос ждет еду. Прозревший Люй становится даос, отшельником.

Лю сян — «шесть видов». Концепция кит. буд. школы хуаянь (см. Хуаянь-цзун в т. 1), в к-рой была предпринята попытка логич. аргументации условности и относительности противоположностей.

Согласно концепции лю сян, в каждом предмете можно обнаружить шесть видов, или признаков: целое (цзун сян), часть (бе сян), тождество/подобие (тун сян), различие (и сян), установление (чэн сян), разрушение (хуай сян). Шесть видов, в свою очередь, делятся на три противоположные пары: часть и целое; тождество/подобие и различие; установление и разрушение. Т.о., оказывается, что противоположности условны, а единство абсолютно; все противоположности взаимозависимы и взаимопроницаемы. При этом в отношениях взаимопроникновения и взаимосвязи находятся и все шесть видов: напр., дом одновременно — это вид целого, тождества/подобия и установления, а балки — одновременно вид части, различия и разрушения

Лю ши эр цзянь — «шестьдесят два взгляда/воззрения». В буддизме махаяны (да шэн) число возможных точек зрения на единичные сущности.

В «Махапраджняпарамита-сутре» (кит. «Да пинь божэ боломидо цзин») как единичные сущности анализируются скандхи, рассматриваемые в трех аспектах с четырех т. зр. 1. Скандха а) постоянна (т.е. существует вечно); б) непостоянна; в) и постоянна, и непостоянна; г) и непостоянна, и не непостоянна. Поскольку скандх пять, то первый «блок» насчитывает 20 «взглядов» (цзянь [11]). 2. Скандха а) имеет границы; б) не имеет границ; в) и имеет, и не имеет границ; г) и не имеет, и не не имеет границ. Второй «блок» также насчитывает 20 «взглядов». 3. Скандха а) существовала в прошлом; б) не существовала в прошлом; в) и существовала, и не существовала в прошлом; г) и не существовала, и не не существовала в прошлом. Т.о., третий «блок» насчитывает 20 «взглядов». Последние два «взгляда»: тела людей и богов а) одинаковые, б) разные.

Согласно «Сутре о цветке лотоса чудесной Дхармы» (кит. «Мяо фа лянь хуа цзин») эти «шестьдесят два взгляда» являются «густым лесом ложных взглядов». В предисловии к сб. буддийских рассказов (сяо шо) Тан Линя (600?—659) «Мин бао цзи» («Записки о загробном воздаянии») утверждается, что «от них происходит весь вред»

Лянчжу. Неолитическая общность (3200—2200 до н.э.), располагавшаяся в юго-вост. р-нах Китая (сев. часть совр. пров. Чжэцзян и юг Цзянсу), с к-рой в наст, время соотносят начальный этап формирования ин-та верховной власти и связанного с ним идейно-обрядового комплекса.

С предметами ритуального предназначения в погребальном Лянчжу обычно соседствуют модели (длиной от 16 см) и натуральные лезвия (до 90 см) боевых топоров. По всем внеш. признакам (конфигурация лезвия, способы крепления к древку) они являются аналогами бронзовых секир (юэ [5]), к-рые хорошо известны для древнейшего кит. гос-ва Шан-Инь (XVI-XI вв. до н.э.). Будучи осн. боевым средством древних китайцев, юэ [5] служили, кроме того, одним из гл. атрибутов царской власти (иероглиф ван [7], «царь», титул др.-кит. правителя, происходит от рисунка секиры) и судебно-ритуальным оружием, применявшимся палачом и при ритуальных казнях.

После обнаружения лянчжуских нефритов с «портретом царя» стало очевидным, что элементы, входящие в графич. состав ряда иероглифов, бывших древнейшими религ.-политич. терминами, тоже восходят к стилизованным изображениям перьевого головного убора. Сказанное относится в первую очередь к иероглифу ди [1] («владыка»), к-рый первоначально прилагался к обожествленным предкам правителя и божеств, персонажам, а затем вошел в титул монарха («император»).

Духовной наследницей Лянчжу стала общность Луншань, предшественница собственно гос. образований.

Зарождение, становление и расцвет неолитич, обществ пришлись на чрезвычайно благоприятный природный период «климатического оптимума», который наступил 18 тыс. лет тому назад, после последнего глобального оледенения, и удерживался в течение более чем 10 тысячелетий. В сер. IV тыс. до н.э. в азиатском секторе Сев. полушария температура января была на 2—4° и июля — на 1—2° выше, чем в наше время. Благодаря этому флора и фауна неолитич. Китая были совершенно иными, чем в совр. Китае

Богатые природные ресурсы при огранич. численности населения делали жизнь обитателей неолитич. Китая максимально комфортной. Воспоминания о материальном благополучии далеких предков не могли не сохраниться в историч. памяти китайцев. В этом кроются вероятные причины идеализации в Китае «высокой древности», прочности мифологемы «золотого века» и популярности образов легендарных правителей как совершенных мудрецов.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments