papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

Куй. В др.-кит. мифологии чудовище в виде одноногого безрогого пепельно-синего быка.

Эта его особенность подчеркнута в «Чжуан-цзы» (гл. 17; см. в т. 1): «одноногий» (и цзу) Куй завидовал Сороконожке с «тьмой ног» (вань цзу). В «Шу цзине» («Канон писаний», гл. 2) с воспроизведением в «Ши цзи» («Исторические записки», цз. 1) Сыма Цяня он представлен ответственным за музыку и танцы, т.е. капельмейстером (юэ-чжэн), в паре с Луном (Дракон) — ответственным за государевы речи, т.е. официальным глашатаем.

В развитие этого образа в «Шу цзине» (гл. 2), «Люй-ши чунь цю» (V, 5), «Ши цзи» (цз. 1, 2), «Ле-цзы» (гл. 2; см. в т. 1) сообщается, что при игре Куя на (каменных) муз. инструментах, уподоблявшихся «нефритовому литофону» (юй цин) верховного божества/первопредка Шан-ди, являлись души предков, все «сто зверей» (бай шоу) пускались в пляс и прилетали фениксы (фэн-хуан). В «Люй-ши чунь цю» (XXII, 6) и «Хуайнань-цзы» (цз. 20) с нек-рыми терминологич. вариациями приведена обобщающая формула: «Куй первым создал музыку, выправив/согласовав (чжэн [7], хэ [3]) шесть тональностей-ладов (люй [1]) и гармонизировав/настроив (хэ [1], тяо) пять тонов/звуков (шэн [3], инь [9]), дабы проникать [по всем направлениям] восьми ветров (ба фэн) и подчинять Поднебесную».

Кунлинь («Лес/Роща Кунов»). Семейное кладбище клана Кун, включающее погребение Конфуция и его потомков.

В первые столетия после смерти Конфуция его потомков хоронили рядом с его могилой. Затем территория кладбища все более расширялась, достигнув к XIX в. площади 2 кв. км. Соответственно его внеш. стена, впервые воздвигнутая в 1331, неск. раз перестраивалась. В наст, время на кладбище Кунлинь насчитывается более 100 тыс. могил, 3600 надгробных камней, 200 статуй и 30 строений.

На кладбище высажено более 100 тыс. привезенных сюда из разных регионов Китая деревьев различных пород: сосны, кипарисы, шелковица, дубы, вязы, клены, тополя, ивы и даже фисташковые деревья.

Кун сы — «жертвоприношения Конфуцию». Комплекс нормативов, определяющих литургию в гос. святилищах Конфуция (см. Кун-мяо).

Песнопения, исполнявшиеся во время жертвоприношений, были призваны ритуально оформить символич. присутствие почитаемого духа (шэнь [1]): его вход в храм (ин шэнь), слияние с его поминальной табличкой, вхождение в состояние умиротворения, принятие жертвоприношений и возвращение на Небо после завершения церемонии.

Ли Бин

Победив божество, Ли Бин изготовил три каменные статуи, поставил их посредине реки и договорился с божеством реки, что в период засухи вода не будет опускаться ниже ног статуй, а во время половодья — подыматься выше их плеч.

Ли-му (Мощный пастырь). В др.-кит. мифологии мудрый советник Желтого владыки Хуан-ди.

Сохранилась легенда, согласно к-рой Ли-му явился Желтому владыке во сне в виде силача-пастуха с самострелом весом в тысячу цзюней (ок. 7 т.) в руках, пасшего тысячеголовое стадо овец. Хуан-ди, проснувшись, сказал: «Погоняющий бесчисленные стада овец может прекрасно управлять народом», — и, разыскав Ли-му, сделал его своим приближенным.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments