papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

Инь-ян. В др.-кит. мифологии и натурфилософии темное начало (инь [1]) и противоположное ему светлое начало (ян [1]), практически выступающие всегда в парном сочетании. Первоначально инь [1] означало, видимо, теневой (северный) склон горы. Впоследствии при распространении бинарной классификации инь [1] стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, четных чисел и т.п. А ян [1], первоначально, видимо, означавшее светлый (южный) склон горы, соответственно стало символизировать мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечетные числа и т. п.

Не позднее эпохи Чжоу китайцы стали рассматривать Небо как воплощение ян [1], а Землю — инь [1].

Инь-ян ли, «хронология инь-ян» (см. Инь-ян), лунно-солнечный календарь.

Календарная система, возводимая в традиции к легендарной дин. Ся (по преданию, XXI—XVIII вв. до н.э.). Реальная история этой системы прослеживается со 2-й пол. эпохи Шан-Инь (XVIII/XVI-XII/XI вв. до н.э.), когда она стала составной частью офиц. религии этого гос-ва.

В VIII—V вв. до н.э. годовой цикл стал подразделяться на четыре сезона (сы ши), внешне совпадающих с европ. временами года. Но они основывались

не на смене времен года, а на гл. астрономич. событиях годового цикла: днях зимнего и летнего солнцестояния (дун чжи, ся чжи) и весеннего и осеннего равноденствия (чунь фэнь, цю фэнь). В каждый сезон вошло по три месяца («луны»), получивших название мэн [2] («первенец»), чжун [1] («середина») и цзи [18] («завершение») с добавлением к ним названия соответствующего сезона: мэн чунь («первенец весны»), чжун чунь («средний [месяц] весны») и т. д.

Формирование суточного цикла также продолжалось в течение многих столетий. При Шан-Инь дневной цикл исчислялся по солнцу и подразделялся на четыре периода: утро — с рассвета до первого приема пищи (в 8—9 час. утра); день (от первого до второго приема пищи, в 16—17 час); вечер (до заката солнца); ночь. Суточный цикл с подразделением его на равные промежутки времени («часы», т.е. двухчасия) возник в IV—III вв. до н.э. вместе с изобретением водяных часов (до этого время исчислялось по гномону).

Согласно 12-«часовой» системе, законодательно принятой в 104 до н.э., человек за один день как бы проживает целый год. Такая композиция суточного цикла согласуется с общ. представлениями китайцев о времени и человеческой жизни, к-рые также наиболее отчетливо прослеживаются с ханьской эпохи: ассоциация жизни с сутками. Это находит в т.ч. отражение в лит. лексике: все термины, определяющие суточные периоды, одновременно прилагаются к срокам жизни человека: напр., му [1] («закат»), си[7] («сумерки») служат образным обозначением старости.

И-син. 683, уезд Чанлэ, окр. Вэйчжоу (совр. уезд Наньлэ, пров. Хэнань), — 727. Буд. монах, последователь тайной школы (ми-цзун см. в т. 1, тантризм, ваджраяна), астроном и географ.

Предложил компромиссную классификацию направлений буддизма, признающую их равенство как выражающих разные аспекты единого учения Будды. По И-сину, все методы достижения «просветления» преподаны великим буддой Вайрочаной (Да-жи), предложившим разные пути спасения в соответствии с неодинаковой природой живых существ, их разными пристрастиями и судьбами. Признавая в соответствии с доктриной ваджраяны (цзинь-ган-шэн) наличие в учении Будды экзотерического и эзотерического аспектов (соответственно «проявленного учения» и «тайного», или «быстрого», пути к спасению), утверждал, что «открытое» учение — это внешняя сторона «тайного», а последнее есть «коренное» учение Будды. Согласно классификации И-сина, учение Будды

подразделяется на четыре «колесницы» (санскр. яна, кит. шэн [5]): шраваков («слушателей»), пратьекабудд («единолично пробужденных»), бодхисаттв (пуса) и «тайную колесницу» ваджраяны. Две первые входят в «малую колесницу» (хинаяна — сяо шэн), две вторые — в «великую колесницу» (махаяна — да шэн). Хинаяну он сравнивал с колесницей, запряженной бараном, махаяну — с колесницей, запряженной лошадью, а ваджраяну — с мудрецом, к-рый способен мгновенно перемещаться одним движением мысли.

Куа-фу (предположительно означает «Великан»). Персонаж др.-кит. мифологии, связанный с миром мрака. Куа-фу считался внуком Хоу-ту, правителя подземного царства.

Однажды он побежал догонять солнце и настиг его в долине Юйгу, но его одолела жажда, и он выпил всю воду из рек Хуанхэ и Вэйшуй, но не напился и побежал к Большому озеру — Дацзэ, однако, не достигнув его, умер от жажды.

С учетом эрекционной семантики имени Куа-фуи несомненной фаллической символики «палки/рукоятки» (чжан [5]) здесь видится отражение широко распространенного во всем мире мифа о кастрации «отца», приводящей к оплодотворению той почвы, на к-рой оно произошло (ср. с мифами об оскоплении Урана и Осириса)

Куан Хэн, Куан Чжи-гуй. Обл. Дунхайчэн (совр. пров. Шаньдун) — ум. 30 до н.э. Политик, ученый-конфуцианец.

Немаловажную роль играл и финансовый аспект. К сер. I в. до н.э. расходы на поддержание храмов (гл. обр. имп. поминальных святилищ) в рабочем состоянии и проведение в них регулярных служб непомерно возросли. К нач. правления Юань-ди по всей стране насчитывалось 176 храмов в честь семи предшествующих монархов Хань, для обслуживания к-рых требовалось более 50 тыс. чел. Куан Хэн подчеркивал, что императору не следует возлагать на народ такие большие расходы.

Большая часть местных культов (475 из 683) была отменена. Имперская погребальная обрядность была приведена в соответствие с древней системой чжао му, позволившей значительно сократить число поминальных святилищ.

Реформы Куан Хэна, направленные на упрочение политич. и сакрального статуса правителя и унификацию религ. жизни империи, оказали значит, влияние на дальнейшее состояние гос. религии. Введенные им погребальная система и система расположения храмов Неба и Земли оставались практически неизменными на всем протяжении существования имп. Китая (до нач. XX в.).

Кроме того, именно Куан Хэн внес предложение (48 до н.э.) о пожаловании прямым потомкам Конфуция наследственного аристократич. титула.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments