papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Вернадский Владимир Иванович (1863—1945) Дневники 1917-1921

1918

10.ХІ.

Заходил Вл. Андр. Оболенский. Он смущен учред [ительным] собр[анием| Германии. Разделяет чувство сегодняшней статьи Милюкова в «Рус [ском] голосе». Как бы не очень далеко. С ним по поводу монархии и федерации. Федерация его пугает. Политику М[илюкова] с монархией он не понимает. Вчера М[илюков] мне ее определил: для рус[ского] нар [ода] или монархия, или анархия, и это поймут и союзники.

16.XII. [l]918, утро

После последней записи невероятная смена событий. Даже трудно себе представить, сколько пришлось пережить и как резко меняется настроение, психология окружающего. Сейчас в очень широких кругах ожидание большевизма, новой смуты; кроме немногих, широкие круги пе верят в прочность созидаемого и считают все движение преддверием большевизма. У многих даже является совсем неправильное отношение — пренебрежительное — к национальному элементу, который явился внешним проявлением движения Петлюры. Даже удивительно, до какой степени в сознании очень широких слоев выступает на первый план не национальная, а социальная сторона.


1919
...

11.II. [1]919

Гиляров указывает на рост взгляда Фехнера об одушевлении планет. Несомненно, мои представления о геохимическом значении живого вещества идут в унисон с фехнеровской философией. Может быть, ее развитие и влияние на миросозерцание? Или же это только небольшой ручей в мировом потоке философии?

Едва ли может иметь большое научное значение. Перенос идеи «организма» на планетную жизнь дает не больше, чем дало внедрение этой аналогии в социологию и политическую экономию? Мы имеем дело с механизмом, а не организмом. Но м[ожет] б[ыть] только одно: при этом представлении исчезает пропасть между науками о духовной работе человечества и естествознанием. Здесь опять унисон в моей работе; ибо для меня ясно, что переход человека в автотрофный организм через развитие научной работы есть естественный процесс, всецело попадающий в рамки других геохимических процессов. Точно так же, как и весь рост культуры.

Можно ли [изучать] историю философии, оставив совсем в стороне индийскую? Думаю, что так же нельзя, как историю религий без буддизма. Есть заимствование, и есть неуловимая общая работа без реальных заимствовании. Я уверен, что та переработка

людей, которая в Индии совершена философией и которая сказалась на Д [альнем] Востоке, не бесследна и для нас — хотя передалась к нам много после и перешла очень косвенно.

переработка людей...

Воскр [есенье], 1.III

...

Набожных теперь много среди интеллигенции — мой сын и дочь, Така Милюк[ова]. Из профессоров тоже Тарановский, Лукьяненко, Дубянскнй. Многие подчеркивают.

18.IV

Долго не писал — а между тем огромные изменения! Развал жизни увеличился, и не видно ни в чем улучшения. Много научно работал, и это главная часть моей жизни. Мне кажется, культурная личная работа у многих углубляется.

19.IV

Уже больше года выброшен из Петрограда. Вторая Пасха. Прошлую в Полтаве. И все впереди еще нет никакого выхода, и все по-прежнему задыхаешься в мешке. Когда-то С. Трубецкой говорил про наши заседания в Московском унив [ерситете] перед 1904 годом: мы говорим и обсуждаем в завязанном мешке. В большем виде все это правильно для теперешнего времени.

Грозит опасность как Ботан[ическому] саду (будут пускать всех), так и библиотеке. Власть в руках невежественных «испанцев», как здесь говорят. Невольно антисемитизм даже там, где его не хотят. Ф [омин] рассказывал, что комиссары, молодые евреи с семьями, были в саду, хотели проникнуть и в научную часть — по удовольствовались тем, что лежали на траве перед его домом. А публика такая: дама со студентом явилась и срезала всю коллекцию кавказских ирисов.

Ясно одно — положение неустойчивое, большевизм продержится некоторое время, по им изживется социализм? Говорят, что крестьяне не сеют яровых не на своих землях. В России много незасеянных озимых. Голод? Его многие теперь боятся. Могут ли одни озимые на Украине при более правильном госуд[арственном] управлении обеспечить население от голода?

Церкви переполнены молящимися. Большие хвосты идущих к плащаницам, стоят и на улице. Киевляне говорят, что такого наплыва к церквам они не видели.

20.IV

Мне кажется, идейно начинается смерть социализма.

Присматриваясь к молодежи, мы видим для многих потерю идеала без замены его новым. Будет идеал business?

Удивительна ирония судьбы — к чему пришло русское освободительное движение — к полному попранию человеческих условий существования. Кругом в обществе и народе все больше накапливается ненависти, безразличия к жизни, тупого отчаяния. Подымаются дикие инстинкты самосохранения. Напоминает то, что должны были переживать культурные народы и общества, когда захватывали их другие завоеватели, с иной идеологией. Мне больше всего напоминает происходящее завоевание культурного греко-римского мира магометанством, времен халифата. Только уже исчез фанатизм, так как сторонники идейные — большевизма — ничтожны.

Tags: Вернадский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments