papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

«Жу Лэнцзя цзин» (санскр. «[Суддхана-]Ланка-аватара-сутра» — «Сутра о вступлении/нисхождении [Будды] на Ланку»,

В частности, дополнительная (10-я) глава, называемая «Сагатхакам» («Собрание стихов-гатх»), местами противоречит фундаментальному буд. принципу отсутствия онтологически самостоятельной и вечной души (анатман, кит. у во).

<....> говорящей о единой у всех существ «природе будды» (фо син), в к-рой присутствуют кармические «семена» всех прошлых существований. Необъяснимое движение этих «семян» обусловливает как все психич. явления, так и онтологически иллюзорные перерождения. Этот процесс может быть остановлен посредством мудрого, как арьяджняна (шэн чжи —. «святомудрие») и праджня (божэ; см. Божэ-сюэ), «обращения» (паравритти, чжуань [1]) к основе сознания, что несет с собой освобождение, представляемое как психологич. просветление. Оно дает понимание пустотности вещей и погружение в «таковость» (татхата, жу [4]; см. Чжэнь жу в т. 1) и «нерожденность» (анутпада, бу шэн).

Рукопись соч. Цзин-цзюэ, основанного на трактате Сюань-цзэ «Лэнцзя жэнь фа чжи» («Трактат о [передаче] Учения/Дхармы приверженцами "Ланка [-аватара-сутры]"»), была найдена в нач. XX в. в Дуньхуане, а затем в 1926 заново открыта Ху Ши (см. в т. 1) в Лондоне и Париже и опубликована в Токио в составе «Великой сокровищницы канонов, заново составленной в [годы] Тайсё» («Тайсё синсю Дайдзокё», 1924-1935).

заново открыта в Лондоне и Париже...

И (Хоу И) — Стрелок И

Биномные варианты имени, соответственно, означают: Хоу И — Ведающий Охотой/Стрельбой из лука, И И — (Варварски/Справедливо) разящий Охотник/Стрелок из лука или Охотник/Лучник из восточного племени и. Имя И упоминается во всех осн. письменных памятниках второй пол. I тыс. до н.э.: «Лунь юй» («Теоретические речи»), «Гуань-цзы», «Мо-цзы», «Мэн-цзы», «Сюнь-цзы», «Люй-ши чунь цю» («Вёсны и осени господина Люя»), «Хуайнань-цзы», «Шань хай цзин» («Канон гор и морей»), у Ян Сюна (все ст. см. в т. 1), Цюй Юаня и др.

варварски/справедливо разящий....

В целом образ И, как и его имена, расщепляется и, по меньшей мере, двоится. Он выступает обладателем разных, символически антиномичных жен. С одной стороны, от него убежала злокозненная Чан-э и у него была похищена жена предателем Хань (Ханьским) Чжо, с другой — он сам отбил красивую и порочную дочь мифич. императора и культурного героя Фу-си, ставшую богиней реки Ло (Ло-шэнь (1), Ми-фэй) и воспетую Цюй Юанем («Ли сао» — «Элегия разлуки» / «Скорбь отрешенного», рус. пер.: А.А. Ахматова, 1954) и Цао Чжи («Ло-шэнь фу» — «Ода духу [реки] Ло» / «Фея реки Ло», рус. пер.: Л.Е. Черкасский, 1962), у водного божества Хэ-бо, поразив его стрелой в левый (вновь женская корреляция) глаз.

И-инь. В др.-кит. мифологии легендарный мудрец, живший будто бы в конце дин. Ся

Находясь при дворе Цзе, И-инь соблазнил его любимицу Мэй/Мо-си и воспользовался полученными от нее сведениями для свержения Ся. В др. энциклопедическом трактате «Гуань-цзы» (гл. 80; см. в т. 1) он — экономич. стратег, использовавший страсть Цзе к музыке и женщинам и разоривший его посредством неравноценного обмена женских украшений из ткани на зерно.

Иньсюй — «руины Инь». Главный археологич. памятник древнейшего кит. гос-ва Шан-Инь (XVIII/XVI—XII/XI вв. до н.э.).

К наст, времени вскрыт археологич. комплекс общ. площадью 24 кв. км

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments