papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

Да шэн (санскр. махаяна — «Великая колесница») — под этим назв. объединяют направления в буддизме, возникшие и оформившиеся на втором этапе его становления, когда были пересмотрены как догматические, так и филос. основоположения буд. доктрины.

Махаянистское понимание спасения сопровождалось переосмыслением известных буд. положений и разработкой новых. Во-первых, Будда уже не представляется как царевич Сиддхартха, обретший «просветление» под деревом бодхи и первый из людей навсегда ушедший в небытие, а трактуется в качестве некого высшего существа, вечно пребывающего в нирване, Абсолюта, «тела Дхармы» (санскр. дхармакая, кит. фа шэнь), беспредельного в пространстве и времени, т.е. присутствующего всегда и везде во всём сущем. Ст. зр. мадхьямиков, историч. Будда Шакьямуни и все др. будды являются эманациями Абсолюта

Из такой трактовки сущности Будды следовало, что: 1) все без исключения живые существа обладают «природой будды»; 2) все многообразие мира, включая различия между людьми, существование множественности, только кажущееся, неистинное; 3) человек (как и любое др. живое существо) двуипостасен: с одной стороны, он условно-реален, но, с другой — «находится» в Абсолюте-Будде, «пронизан» всеми качествами Будды и поэтому изначально обладает «природой будды», хотя, как правило, и не подозревает об этом.

Дхармы, элементарные единицы психич. опыта, являющиеся, по хинаянским представлениям, истинно-реальными сущностями, согласно Нагарджуне, на самом деле, как и все другие единичные сущности, не имеют «собственной природы». Дхармы «пусты» (кун [1]), или, др. словами, условно-реальны, поскольку любое единичное существует лишь относительно другого единичного, т.е. в конечном счете обусловлено этим другим.

Если в хинаяне было заявлено, что все, сказанное Буддой, – истина, то в махаяне было заявлено, что все истинное и есть сказанное Буддой.

Доу-шэнь (Дух оспы) — в поздней кит. мифологии божество оспы.

...

Доу-шэнь в женской ипостаси называли еще Доу-шэнь нян-нян (Матушка-дух оспы) или Тянь-хуа нян-нян (Матушка оспы; по-кит. оспа также называется тянь-хуа — «небесные цветы»), к-рую обычно считали божеством, предохраняющим детей от оспы, или Доу-чжэнь нян-нян (Матушка оспы и кори).

Ду Кан. В кит. мифологии один из богов — покровителей виноделов и виноторговцев.

Существует множество преданий о том, как Ду Кан изобрел вино, положив недоеденный рис в дупло тутового дерева и через какое-то время почувствовав идущий из дупла аромат.

Жошуй — букв, «слабая вода». В др.-кит. мифологии река под горой Куньлунь, где жила Си-ван-му (Владычица Запада). Вода в этой реке не держала на поверхности даже легкого лебединого перышка.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments