papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

Да-жи (санскр. Вайрочана, досл. «Сияющий», «Великое солнце», Махавайрочана — Великий Вайрочана).

В эзотерич. буддизме все сущее отождествляется с «вселенским буддой» (Махавайрочаной), «естество» к-рого воплощено в «шести великих первоначалах» — земле, воде, огне, ветре (воздухе), пространстве и сознании.

Да-най фу-жэнь — «госпожа Великая бабушка». В кит. мифологии богиня, помогающая родам. Считается, что ее фамилия Чэнь и она родилась в 766 близ Фучжоу (пров. Фуцзянь).

...

Она была канонизирована под именем Цуй-шэн нян-нян (Матушка, ускоряющая роды); ее изображения с ребенком на левой руке и веткой коричного дерева в правой часто рисовались на лубках (нянь хуа), причем ребенок держал в правой руке губной органчик (шэн [6]), а в левой — цветок лотоса (лянь [3]), что давало в целом выражение, звучавшее одновременно и как омонимичное благопожелание «непрерывно рождать знатных сыновей».

В буд. храмах статую Цуй-шэн нян-нян помещали обычно рядом с Гуань-инь и Янь-гуан нян-нян, там же помещали изображения ее помощниц — Пэй-тай нян-нян (Матушка, содействующая зачатию) и Ин-мэн нян-нян (Матушка, приносящая детей).

«Да пинь божэ боломидо цзин» (санскр. «Махапраджняпарамита-сутра» — «Сутра великой праджняпарамиты», сокр. «Да пинь»).

При изучении парамит особое значение придается наставничеству. Потенциальный бодхисаттва должен прежде всего сблизиться с учителем, к-рый «хорошо объясняет» смысл этого понятия, и обеспечить ему соответствующее содержание (цз. 52). Ученик никогда не должен отдаляться от учителя, а должен всюду следовать за ним подобно тому, «как жеребенок не отстает от матери» (цз. 50).

Кроме того, познающий парамиты обязан правильно передвигаться, стоять, сидеть, лежать, следить за своими мыслями, чтобы они не разлетались, как «легкие волоски на ветру».

«Да чжи ду лунь» (санскр. «Махапраджняпарамита-шастра» — «Суждения о великом знании переправы»). В 100 цз. Комментарий на «Махапраджняпарамита-сутру» («Да пинь божэ боломидо цзин»), традиционно приписываемый крупнейшему инд. философу Нагарджуне (кит. Лун-шу, II—III вв.).

В контексте рассматриваемого трактата «пустота»-шунья интерпретируется как непреодолимое желание живого существа к выходу за пределы «феноменального» бытия.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments