papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

Гань ин — концепция «восприятия и реагирования»/«стимула и отклика», «резонанса». Комплекс представлений о связи человека и социума с космосом, лежащий в основании традиции знамений.

Со временем потомки получившего Небесный мандат правителя растрачивают накопленный им запас дэ [1] и династия приходит в упадок. Тогда Небо снова передает свой мандат достойнейшему, к-рый, свергая старую династию, основывает новую.

Взаимодействие Неба и человека воспринималось по аналогии с двумя настроенными в унисон муз. инструментами, в результате звучания первого из них резонировал второй. Т.о., согласно теории гань ин, каждое действие человека, является «стимулом» (гань [1]), вызывающим появление того или иного «отклика» (ин) Неба. Часто такое взаимодействие сравнивалось с отношениями между звуком и эхом или телом и тенью.

Ван Чун сообщает, напр., что его современники считали нападение тигров на людей откликом на преступления, совершенные чиновниками в должности гун цао. В ханьскую эпоху чиновников сравнивали с вредными насекомыми: «То, что насекомые поедают злаки, вызывается мелкими чиновниками. Если же наложить на чиновников, к-рым уподобляются насекомые, взыскание, то насекомые исчезнут и больше не появятся» («Лунь хэн», цз. 16, гл. 49).

Гуань-ди, Гуань-гун (Государь Гуань, Князь Гуань), Гуань Юй, Гуань Юнь-чан.

В кит. народной мифологии и в позднем офиц. культе бог войны, а также военный бог богатства. В основе образа Гуань-ди — реальный военачальник Гуань Юй (160—219), прославившийся бесстрашием и верностью своему побратиму — правителю Лю Бэю.

военный бог богатства...

Гуань-ди жил продажей соевого сыра (доу-фу), поэтому торговцы доу-фу почитали его своим богом-покровителем.

В 1856, после того как Гуань-ди будто бы появился в небе и помог правительственным войскам одолеть тайпинов, цинский император Сянь-фэн пожаловал ему титул шэн [1] («совершенномудрый», «святой»), к-рый до этого носил Конфуций.

В Гонконге ему поклоняются полицейские (белому Гуань-ди) и грабители (черному Гуань-ди).

Гуань-инь (Внимающий зову/звукам), Гуань-ши-инь (Внимающий зову мира), реже — Гуань-цзы-цзай.

Каноном предусмотрены и др., более сложные изображения Гуань-инь, вплоть до 84 000-рукого и 84 000-ликого, но практически они не встречаются.

Гуй-му — Мать бесов.

В др.-кит. мифологии женское божество. В «Шу и цзи» («Описание удивительного») говорится, что Гуй-му живет в Наньхае в горах Сяоюйшань. Утром она рождает тысячу бесов, а вечером поедает их.

К Гуй-му близка Гуй-цзы-му (Мать бесенят), к-рую Будда Шакьямуни обратил в свою веру и к-рая стала монахиней. Изображения Гуй-цзы-му были в каждом буд. женском монастыре, ее просили о ниспослании сыновей и избавлении от напастей.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments