papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Вернадский Владимир Иванович (1863—1945) Дневники 1917-1921

1917

В это время в Полтаве был Совет рабоч [их] и крест [ьянских] депутатов. Зять Короленко Ляхович играл там большую роль. Тогда были три власти: 1) Совет рабоч [их] депутатов, 2) Киевская Рада, 3) Донецкая рабочая республика (Юзовско-Донецкая). Причем фактически власть принадлежала Совету сол. депутатов. Играли роль железнодорожные рабочие.

1918

8.ІІІ/23.ІІ.

В церкви же одни формы, и попытка оживить их может привести только к реставрации. Они совершенно не сознают иррациональной стороны религии.

Для меня эти вопросы сейчас стоят очень остро. Если бы я был безразличен в религиозном настроении или принимал основы христианства, я вошел бы в свободную православную церковь. Но для меня основы его неприемлемы. А вместе с тем я считаю православие (свободную церковь) и христианство меньшим врагом культуры, чем заменяющий религию социализм в той форме, в какой он охватывает массы.

12.III/27.II

Религию Г [ёффдинг] — суживает; мистицизм исчез, и исчезли такие религии, как конфуцианство. Забывается одно — в религии одно из важнейших — глубокое внутреннее переживание, связанное так или иначе с человеческим (более узкой формы религии) или космическим соборным чувством. Это может быть даже единожды в жизни — как единожды есть молодость, эпоха творчества или развития сил. И однако без общей религиозной жизни и единичные переживания распыляются.

Это так характерно для народа. В такое время праздники, разврат, вносимый интеллигенцией, еще ничему не научившейся и трафаретной. Вчера новый Шевченко, сегодня год революции и т. д. Газет нет четыре дня, почта закрыта. Боже, какой убогий идеал — безделье, полное отсутствие духовных интересов, еда, зрелища, нажива. И больше ничего!

Здесь тревожно. Назначенное на 10.III. избиение интеллигенции не произошло.

Сперва не хотели платить: их арестовали, отпустили на ночь по домам. Анна Андр, [Семенченко] сидела вместе с какой-то еврейкой — домовладелицей. Та говорит — смотрите, все паши сморчуны, ваших нет. Так это нам тяжело. Действительно, всем распоряжаются евреи 15—25 лет — очень наглые и грубые. Среди населения все растет антисемитское настроение.

6/19.III.

Однако за ними есть люди, малознающие, невежественные, верящие им и страстно желающие того, что они обещают. Переводят это все на более реальный вид, дать от более имущего менее имущему, который будет жить так, как жил более имущий. Вместо одного буржуя будет несколько более мелких и еще худших. Печальная роль социализма, который исчез при этой перестановке.

11/24.III.

Пишу. Дома все снят. А на улице — треск пулемета. Человек привыкает ко всему.

Читал Ветгема, Гертнера, по больше всего Достоевского. Прочел два тома сплошь и теперь читаю 3-й — «Записки из М[ертвого] дома». Как странно. Я не мог читать Достоевского раньше. Кроме «Записок из М[ертвого] дома», гимназистом прочел «Прест [упление] и наказ [ание]», «Бедные люди», позже не всех «Карамазовых» и «Идиота». Мне тяжел был его анализ и его представление о людях. Но сейчас, когда пришлось столько пережить! Я читаю Достоевского как великого русского писателя и ищу у него проникновений в народную душу.

Он же ясно понимал и ту заразу, которая проявилась в русском нигилизме, прообразе большевизма.

15/28.III.

Сегодня утром сценка — характерная. Из занятого солдатами (большевиками) Зем [ельного] банка группа солдат, молодых, откормленных, хорошо одетых. Один с биноклем (на вид театральным, должно быть, краденым), волнуется радостно и кричит на другую сторону проходящему: Дядько, продай. Ну — ма... спирт думаю... Дядька не продал.

Яркий идеал сытых свиней: обжорство, пьянство, зрелища, свадьбы. Чисто буржуазный — но без труда. Безделье царит. Семечки, театры, кинематографы, хироманты, внешний лоск, грабят, где можно, трусость перед вооруженными и смелость перед безоружными.

Tags: Вернадский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments