papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Лосев Алексей Федорович (10 (22) сентября 1893 — 24 мая 1988) История античной эстетики т. 8 – 2

Итоги тысячелетнего развития

Структурно-дифференциальная терминология

Синтетически-структуральная терминология

Поздняя классика (Аристотель)

Аристотеля вообще весьма интересуют детали соотношения рода и эйдоса. Род должен присутствовать в эйдосе, но эйдос не обязательно присутствует в роде (Тор. IV 1, 121 а 27—39; 2, 122 а 25— 30); два эйдоса одного и того же рода не являются друг в отношении друга родами (Anal. рг. II 2, 54 а 30—34; 3, 55 b 17—20). Например, если сумма углов треугольника равняется двум прямым, то это свойство относится и к треугольнику вообще и к каждому отдельному виду треугольника (Anal. post. I 5, 74 а 25—32). Переходить от вида к роду можно только в порядке опыта, но переходить от рода к виду — это дело науки и искусства, поскольку вид может содержать в себе нечто неожиданное с точки зрения рода (Met. I 1, 981 а 1—15). Эйдосы разные не только в разных родах (звук, цвет), но и сами они тоже могут быть родом для своих видов (Met. XII 5, 1071 а 24-29).

Кроме того, обычный античный материально-вещевой подход к мышлению оказался и в том толковании души и ума, когда их эйдосы являются как бы «руками» для постижения вещей. Об этом инструментальном понимании эйдоса у Аристотеля имеется прямое и недвусмысленное заявление (De an, HI 11, 432 а 1-3; De part. an. IV 10, 687 a 16—23);

Значительное количество текстов с термином «идея» понимает под идеей просто видовое понятие в сравнении с тем или другим более общим понятием. Таковых текстов можно найти у Аристотеля не меньше полутора десятков (De coel. I 1, 268 а 21; 8, 276 b 2; II 2, 285 а 24).

Композиционно-конструктивная терминология. Симметрия

До сих пор мы изучали тот отдел конструктивной терминологии, который содержал в себе термины элементарного характера, то есть термины единичного характера. Мы, однако, противопоставили эту элементарно-конструктивную терминологию другому, более сложному терминологическому типу, а именно композиционно-конструктивному. Сюда относятся такие термины, как «симметрия» и «ритм». Они указывают не на какое-нибудь единичное явление, но на их комбинацию.

Симметрия высоко ставилась и в моральной области (Демокрит А 167). Демокрит рассматривал симметрию в контексте рассуждения о благом состоянии, уравновешенности, гармонии и безмятежности. Согласно тому же Демокриту (В 19 1), «душевная радость возникает у людей благодаря умеренности в удовольствиях (metriotëti) и симметрии жизни».

И здесь необходимо находить подтверждение тому нашему диалектическому анализу, согласно которому симметрия относится к выражающим моментам бытия (а не к выражаемым областям), и эта выражающая природа симметрии дается в виде конструктивного уровня структуральной терминологии, и уже не элементарно-конструктивного (вроде фигуры, порядка и т. д), но в виде композиционно-
конструктивного, поскольку симметрия есть некоторого рода композиция.

Государство, как и всякое тело, может изменяться и не погибать при условии сохранения его пропорций, то есть внутренней симметрии его частей; если же эта пропорция нарушается, то погибает и само государство или переходит в другое (Polit. V 3, 1302 b 35-1303 а 2; ср. Eth. Nie. V 8, 1132 b 3134; 10, 1134 а 26-28). Крайняя демократия аналогична тирании и деспотии (Polit. V 1, 1301 b 27; 3, 1303 b 30). Пропорциональность существует и между отдельными государствами (II 10, 1271 b 39—40; 11, 1272 b 37).

И вообще при определении предмета мы сопоставляем его с другими предметами и из этих пропорций выводим само определение предмета (24, 85 а 38—39).

Tags: Лосев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments