papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Иностранные религии в Китае

Российская духовная миссия в Китае

Руководство 13-й миссии (1850—1858) было поручено Палладию (Кафарову), возведенному в сан архимандрита. В 1850 г. миссия сообщила о 99 албазинцах в Пекине, включая 10 учеников с одним преподавателем. В 1857—1858 гг. граф Е. Путятин поставил вопрос о расширении православной проповеди в Китае и договорном закреплении свободы проповеди православия в Китае. Испытывая тревогу по поводу распространения британцами и французами протестантской и католической веры, он заключил, что России также следовало бы создать в Китае свой духовный форпост, иначе время будет упущено, а все китайцы будут обращены в западную веру иностранными миссионерами. Он призвал расширить работу по переводу богослужебных книг на китайский и поручить РДМ заняться духовным образованием среди китайцев. Св. Синод ответил, что делать это можно, но с соблюдением осторожности.

Начиная с введения китайских текстов для литургического пения летом 1883 г. хор был разделен: на правой стороне пели на церковно-славянском, на левой — на китайском. Китаист того времени А. Ивановский оценил это решение как форму гармонизации двух культур: «Очень остроумно само распределение хоров: у китайцев левая сторона главнее правой (они при определении стран света обращаются лицом на юг), а у нас наоборот, так что каждому свое».

Медленный процесс укрепления миссионерской деятельности РДМ был прерван восстанием ихэтуаней. В середине мая 1900 г. повстанцы сожгли православную церковь в Дундинъани. Опасность заставила российских миссионеров переселиться из Северного подворья в дипломатический квартал. 17 мая миссия была сожжена ихэтуанями, массовые убийства православных китайцев произошли 10—11 июня. Гибель 222 православных китайцев означала уничтожение почти половины общины, состоявшей из 450 человек. Были убиты священник Митрофан Цзи, а также китайские кандидаты на принятие сана Павел Ван (за несколько дней до гибели Священный Синод одобрил его кандидатуру) и Иннокентий Фан. Русские священники не пострадали

Накануне российских потрясений 1917 г. РДМ обнародовала отчет за 1916 г. Тогда в ее ведении состояли Успенский монастырь и женский монастырь в Пекине, Крестовоздвиженский скит близ Пекина в горах Сишань, 5 подворий — в Петрограде, Москве, Харбине, Дальнем и на станции Маньчжурия, 19 церквей, 3 часовни, 5 кладбищ, станы в 32 пунктах, семинария в Пекине, 18 мужских и три женские школы, «в богадельне близ Пекина за Андинмэньскими воротами призревалось 11 человек, пища выдавалась 72 человекам». Учащихся в школах РДМ было более 700, из них 148 были на полном содержании, «из язычества крещено» 706 человек, умерло за год православных 38, «а всего с прежде крещенными остается христиан 6255 человек»

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments