papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Иностранные религии в Китае

Ислам

Ознакомление Китая с миром ислама началось уже в начале эпохи Тан (618-907). В китайских источниках нашли отражение отдельные события из истории первых контактов с исламом. Так, в 638 г. посольство последнего шаханшаха зороастрийского Ирана Йездигерда III просило у правителя Китая помощи для борьбы с мусульманским Арабским халифатом. В 713 г. эмир Кутейба ибн Муслим, военачальник омейядского халифа Валида, дойдя до Ферганы, послал свою депутацию к китайскому двору. В 756 г. аббасидский халиф Абу Джафар аль-Мансур прислал танскому императору Су-цзуну для помощи в подавлении восстания Ань Лу-шаня арабское войско. Эти арабские воины осели в Китае. В 872 г. некий Ибн Рахат из Басры, прибыв в Гуанчжоу (Кантон) морем, побывал при китайском дворе и получил аудиенцию государя И-цзуна.

В своих сочинениях они демонстрируют пиетет и лояльность к особе цинских государей. Так, в сочинении Цзинь Тянь-чжу «Цин чжэнь ши и» — «Мусульманское толкование сомнений» (предисловие датировано 1738 г.) содержатся почтительные (что подчеркнуто выделением красной тушью) отсылки на императорские указы. В то же время мусульманские авторитеты отстаивали право адептов ислама не соблюдать такое правило политической культуры Китая, как совершение коу тоу (земные поклоны вышестоящему сановному лицу). Мусульманский проповедник-публицист А Жи-фу специально излагает причины, почему мусульмане не делают коу тоу людям, но только Богу.

Последователи накшбандийа делали упор на чудотворениях, возрождении начал веры и приверженности мусульманскому закону, придавали особое вероучительное значение текстам Джалад ад-Дина ар-Руми (1207-1273), знаменитого персидского мистика и поэта, основателя суфийского братства маулавийа. В своей религиозной практике они совершали суфийское «воспоминание сердца» (медитативное сосредоточение на словах священных текстов) молча.

В сочинении «Цин чжэнь да сюэ» («Великое учение о чистой вере») Ван Дай-юй трактовал проблемы исламской философии, излагая вопросы онтологии, космогонии, учение о познании. Прославлению ислама посвящен его труд «Си чжэнь чжэн да» («Диалог в надежде доискаться до истины»). Мысль о превосходстве ислама над другими религиями, которая развивается в этом сочинении, популяризируется в других произведениях со ссылкой на Ван Дай-юя. Так, в авторитетном среди китайских мусульман тексте «[Ван] Дай-юй гун тань дао» («Беседы [Ван] Дай-юя с князьями») повествуется о том, как Ван Дай-юй в Пекине беседовал с буддийским священником и обратил его в «истинную веру».

Превосходство Аравии как родины ислама и ее обитателей как первых мусульман над христианской Европой и ее жителями обосновывается в сочинении Лю Чжи «Тянь фан син ли» («Законы природы [человека] в Аравии»). Родина ислама именуется здесь «Небесной страной» (тянь фан). Суша мыслится разделенной на семь континентов, каждый из которых соотносится с определенным небесным телом: Аравия — с Солнцем (поэтому люди там на редкость смышленые, благородные и сильные, а страна производит массу ценных вещей), Европа же — с Марсом (поэтому ее жители любят спорить и воевать, а многие из продуктов этого континента вредны).

В неоднократно издававшемся сочинении Ма Фу-чу «Цзюй ли чжи чжэн» («Резонные свидетельства») излагаются разногласия с христианской верой. Мусульмане, говорится в книге «Цин чжэнь цзяо дянь гэ» («Ода канонам чистой веры»), составленной Ма Яо-тином, считают Иисуса великим пророком, тогда как христиане ошибочно называют его сыном Бога.

В произведениях мусульманских авторов последовательно проводится мысль о мусульманах как о спасителях трона правителя Поднебесной. Так, в сочинении хаджи Ма Ци-жуна «Си лай цзун пу» («Родословная пришедших с Запада предков», предисловие датируется 1882 г.) говорится о прибытии мусульман-воинов для спасения трона китайского государя во время бунта Ань Лу-шаня.

Первое издание Корана (на арабском языке) в Китае было осуществлено в 1862 г. администрацией султаната Пинъаньго, возникшего на короткое время в Юньнани в результате антицинского восстания. В 1927 г. в Пекине вышел в свет первый перевод Корана на китайский язык.

По данным Управления по делам религий при Госсовете КНР, к концу 90-х годов XX в. в КНР было 18 млн. мусульман, свыше 30 тыс. имамов и 30 тыс. мечетей; по данным Китайской исламской ассоциации, на конец 2006 г. — 22 млн. мусульман.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments