?

Log in

No account? Create an account
Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II - Так жизнь моя проистекает. — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
papalagi

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II [Apr. 3rd, 2019|01:33 pm]
papalagi
[Tags|]

Буддизм

Китайский буддизм

Со II в. н.э. в даосской среде получила распространение легенда о том, что основоположник даосизма Лао-цзы, ушедший на Запад, чтобы проповедовать свое учение среди варваров, пришел в Индию и стал наставником Будды. Причем и для даосов буддизм первоначально представлялся только одной из форм основополагающей для даосизма практики достижения бессмертия. В Китае эпохи Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) Будду Шакьямуни расценивали как одну из ипостасей Лао-цзы, как проповедника возрождения морали. Он представал перед китайцами не как апостол или создатель новой религии, в которую они должны быть обращены, а просто как особо почитаемый мудрец. Известно, что в 165 г. ханьский император Хуань-ди совершил жертвоприношение Лао-цзы и Будде, видимо, не проводя особых различий между ними.

Лишь в самом конце Поздней Хань буддизм стал оформляться как самостоятельное учение, а в 340 г. известный буддист Фа-цзу (Бо Юань) доказал, что популярное в то время сочинение «Канон просвещения варваров Лао-цзы» («Лао-цзы хуа ху цзин»), в котором деяния Будды Шакьямуни приписывались основоположнику даосизма, являлось фальшивкой, и его автор даос Ван Фоу был приговорен к заточению в темнице буддийского монастыря.

Число буддистов в Поднебесной стало быстро возрастать в IV-VI вв. Так, в царстве Цзинь к 316 г. насчитывалось около 4 тыс. приверженцев буддизма, тогда как около 570 г. их было уже свыше миллиона.

В адрес сангхи стали выдвигаться обвинения экономического характера: так, министр Фу И (554—639) в докладах на высочайшее имя утверждал, что следствием обилия буддийских монахов и монастырей является отвлечение большого количества людей от производительного земледельческого труда, выведение их из-под контроля государственной власти и уменьшение налоговой базы государства.

Особое значение власти придавали тому обстоятельству, что буддийские монастыри стали владетелями 5400 тыс. гектаров земли, а также частной собственности тех, кто принял монашеский постриг. Все это подлежало конфискации. Кроме того, монастырям принадлежали почти 150 тыс. лично зависимых работников, фактически рабов, которые были заняты главным образом на работах по уходу за монастырскими владениями. Число таких работников росло за счет того, что участников антиправительственных восстаний, приговоренных к смертной казни, власти в случае помилования жаловали буддийским монастырям. Теперь же их либо отдавали в войска, либо продавали богатым людям, либо делали дворцовыми рабами.

Китайский буддийский канон, который в современных изданиях включает 55 томов, по объему во много раз превосходит Библию, между 1870 и 1970 гг. переиздавался четырежды.

При всех сложностях политической истории Китая последних веков буддисты в основном старались быть лояльными к государственной власти, следовать исторически сложившимся принципам общественной жизни. Буддийским монахам, например, поручали молиться за погибших в сражениях, а официальные представители буддийской сангхи не осуждали войн, которые вели китайские императоры.

В настоящее время Китайский для большинства рядовых буддистов-мирян религиозная этика состоит буддизм в соблюдении ряда запретов, т.е. в следовании определенным бытовым формам поведения. Например, по одной из современных версий, таких запретов насчитывается десять: 1) не убивать; 2) не красть; 3) не прелюбодействовать; 4) не лгать; 5) не продавать вино; 6) не порочить других; 7) не хвалить самого себя; 8) не быть скупым и насмешливым; 9) не копить злобу и избегать порицаний; 10) не пренебрегать «тремя драгоценными сущностями», т.е. Буддой, Законом (Дхармой; кит. фа [7]) и сангхой (кит. сэн). Религиозная дисциплина и практика для мирян обычно ограничиваются приглашением буддийских священнослужителей для отправления некоторых обрядов (прежде всего обрядов жизненного цикла), заупокойных молебнов, периодическим посещением буддийских храмов и святилищ для поклонения святыням.

Поэтому становление буддийской традиции в Китае обоснованно называется «китаизацией (чжунгохуа) буддизма». Более того, буддизм как единичный представитель целостной индийской культурной традиции не мог быть равномощен колоссу китайской цивилизации, уже насчитывавшей к моменту начала рецепции буддизма около двух тысяч лет своего развития, поэтому он подвергся трансформации в большей степени, чем китайская культура под его воздействием.

Тройственный мир буддийской космологии порожден кармической активностью живых существ, в основе которой лежит фундаментальное заблуждение относительно природы реальности (санскр. авидья, моха; кит. у мин, ни [3]), формирующее мотив влечения и привязанности на эгоцентрическом основании. Эта кармическая активность вновь и вновь воссоздает миры после завершения очередного космического цикла (санскр. кальпа; кит. цзе [1]). Мир непрестанных рождений, смертей и новых рождений, обусловленных кармой живых существ, характеризуется страданием (санскр. духкха; кит. ку), всеобщим непостоянством (санкр. анитья; кит. у чан), бессущностностью (санскр. анатман; кит. у во) и «загрязненностью» (санскр. ашубха; кит. бу цзин). Буддийская религиозная доктрина постулирует возможность выхода из этого круговращения и достижения освобождения — нирваны (кит. непанъ). Таким образом, буддизм провозглашает полную десакрализованность космоса, который даже на своих высших уровнях остается частью сансары — исполненного страданий мира чередующихся рождений-смертей и сферы профанического существования, в отличие от нирваны.

активность, как следствие заблуждений...

LinkReply