papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Даосизм

История даосизма

Основанная Ван Чун-яном школа быстро распространила свое влияние по всему Северному Китаю, превратившись в мощную идеологическую силу. В начале XIII в. ее лидеры предприняли попытку стать официальной идеологией укреплявшейся империи Чингис-хана, в чем первоначально имели весьма значительный успех. Он связан с именем выдающегося ученика Ван Чун-яна даоса Цю Чан-чуня (Цю Чу-цзи, Цю Тун-ми, 1148—1227), который посетил в 1221 г. Чингис-хана (по его вызову), желавшего по примеру китайских монархов получить эликсир бессмертия.

Цю Чан-чунь проповедовал монгольскому государю учение цюаньчжэнь-цзяо, познакомив хана с основными положениями китайской космологии и заверив его в том, что никаких волшебных эликсиров не существует, а путь к бессмертию лежит через внутреннее самосовершенствование, преодоление страстей и привязанностей, очищение сердца и приобщение к дао [1] как источнику и организующему началу мироздания.

Эта проповедь произвела на Чингис-хана сильное впечатление, и он после отказа Цю Чан-чуня от каких-либо наград пожаловал в 1224 г. ему и его ученикам старый даосский монастырь Да тяньчан-гуань (совр. Байюнь-гуань) в Яньцзине (Пекине), ставший с этого времени идейным центром даосизма цюаньчжэнь-цзяо и главным монастырем подшколы лунмэнь, основанной Цю Чан-чунем.

14 апреля 1957 г. в КНР была создана Китайская ассоциация последователей даосизма (Чжунго дао-цзяо сехуй), делегатов съезда которой приветствовал заместитель председателя КНР Чжу Дэ. Ассоциация была создана на базе пекинского монастыря Байюнь-гуань, окончательно превратившегося в ведущий центр даосизма в Китае.

Следует обратить внимание на проблему «воспитания даосской интеллигенции». Из 8000 официально зарегистрированных к 1949 г. даосских ортодоксальных священнослужителей (дао ши) и монахов подавляющее большинство дао ши не интересовались религиозно-философскими проблемами, не знали даже основных текстов «Дао цзана» и не занимались проповедью, ограничиваясь, по существу, тщательным воспроизведением обрядовой стороны религии, не рефлексируя по поводу ее содержания (подобная же ситуация характерна для Тайваня 60-х годов). Поэтому жизнеспособность даосизма во многом зависела от повышения образовательного, культурного и богословского уровня духовенства.

Одновременно можно отметить резкое повышение интереса к даосской психофизиологической практике: дыхательным гимнастическим упражнениям, описанным в «Тай цзи цюань» («Кулак Великого Предела»), и особенно к связанным с даосизмом приемам воинских искусств (у шу), в том числе и происходящим непосредственно от даосских религиозных школ (например, школа у шу под названием удан-пай).

Еще Сюй Ди-шань в 1920-е годы справедливо заметил, что доминанта конфуцианства в сфере этнопсихологии китайцев во многом является кажимостью, ошибкой стороннего наблюдателя, принимающего за сущностное наиболее бросающееся в глаза. В реальности же удельный вес даосских представлений, активно формировавших этнопсихологию ханьцев и их менталитет, значительно превышает объем влияния конфуцианства.

Прежде всего необходимо отметить все более усиливающийся в последние годы интерес к китайской (а во многом и непосредственно к даосской) мысли представителей экзистенциалистско-феноменологического направления западной философии. Об этом свидетельствует и международная феноменологическая конференция, проведенная на Тайване в 1984 г.

Феноменологи склонны рассматривать даосскую философию как типологически сопоставимую с философией Э. Гуссерля и М. Хайдеггера и активно используют свою терминологию в качестве эквивалентов древнекитайских терминов. Это, безусловно, способствует оживлению традиционалистских тенденций в китайских общинах, являясь для носителей подобных идей как бы доказательством признания Западом (создавшим феноменологию лишь в XX в.) китайского приоритета и превосходства китайской культуры над западной.

...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments