papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Лосев Алексей Федорович (10 (22) сентября 1893 — 24 мая 1988) История античной эстетики т. 8 – 2

Итоги тысячелетнего развития

Структурно-дифференциальная терминология

Итак, уже первичные категории эстетической предметности требуют для себя принципа гармонии, то есть еще до перехода выражаемой предметности к области ее выражающих методов.

Очевидно, эта трехступенчатая античная гармония была только частным случаем общего триадического деления бытия. Окончательный вид эта триада получила в неоплатонизме (ИАЭ VII, кн. 2, с. 167): 1) mone, то есть «пребывание на месте», еще до перехода к инобытию; 2) proodos, то есть «выступление», эманация, излучение, демиургия, порождение, созидание; 3) epistrophe, то есть «возвращение» из инобытия или новое возникновение бытия, но уже в расчлененной форме. Это — необходимейшая картина гармонии, имеющая пока еще самое общее и только сущностное значение, отдельные элементы которой будут рассматриваться нами ниже.

Гармония (harmonia) в целом, или гармония как принцип

Очень интересны те два значения, с которыми выступает термин «гармония» у Гомера.
В Ил. XXII 255 Гектор хочет, чтобы боги были свидетелями и хранителями его «соглашения» с Ахиллом (martyroi cai episcopoi harmoniaön). Harmonie здесь «соглашение», «согласие», «мирное сожительство», «договор» (как об этом — и схол. AB).
В Од. V 248 Одиссей, строя корабль, сбивает доски «гвоздями и скрепами» (harmoniëisi — «перекладинами»); об этом же скреплении перекладинами читаем в ст. 361. Это — другое значение слова «гармония» у Гомера. Промышленную, чисто производственную реализацию или, точнее, природу гармонии у Гомера может увидеть здесь даже слепой. Таким образом, Гомер остается верным себе и здесь, в своем вещественном, чувственном представлении всей эстетической области. «Гармония» для него либо договор между людьми (именно между героями), либо скрепы для досок вроде гвоздей или брусьев.

Ранняя и средняя классика

Эта общежизненная сущность гармонии, охватывая собою все, неизменно становится также и космологическим принципом. Мифология тоже была космологична. Но в этой своей космологичности она была антропоморфна, а теперь она стала понятийна.

Таким образом, период классики решительно во всем совпадает с доклассической мифологией, кроме одного: гармония в период классики мыслится не антропоморфно, но понятийно, то есть в абстрактно-всеобщем виде.

Tags: Лосев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments