papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Даосизм

История даосизма

Коу Цянь-чжи занял еще ранее утвержденную придворную должность «эрудита по вопросам обретения бессмертия» (сянь жэнь бо ши; при дворе существовала также государственная алхимическая лаборатория — сянь фан). После этого он принялся бороться с моральным разложением и отдельными видами сексуальной практики

, распространенными среди последователей «небесных наставников», ратуя за целибат духовенства. Этим же целям был призван служить и его устав для даосов, составленный по образцу буддийской винаи.

Парадокс заключается в том, что даосизм в качестве своего знамени использовали два противоположных лагеря: сторонники Цуй Хао, стремившиеся к реставрации китайского правления, и тобгачи, видевшие в принятии даосизма кратчайший путь к китаизации (что для них равнялось цивилизации), тогда как для династии Северная Ци он ассоциировался с сяньбийским правлением. И парадокс этот является парадоксом даосизма как национальной религии китайцев (ханьцев).

На смену термину «путь демонов» (гуй дао), означающему субстратные шаманские культы и со временем приобретшему сугубо отрицательную коннотацию, последовательно приходят названия: 1) шэнь дао («путь божеств»); 2) чжэнь дао («истинный путь»; маркирует отмежевание даосизма от народных культов, с одной стороны, и от буддизма — с другой); 3) шэн дао («путь совершенномудрых»; возникает в ответ на обвинения буддистов в индивидуализме и позднее становится одним из обозначений конфуцианства) и, наконец, 4) дао цзяо («учение Пути», даосизм). Этот последний термин еще в III в. использовали буддисты для обозначения своей религии, но уже в V в. Коу Цянь-чжи использует его для обозначения даже не всего даосизма, а лишь традиции «небесных наставников». Это название и стало перманентным самоназванием даосской религии.

Наиболее прочными были позиции даосизма в корейском государстве Когурё, где последователи даосизма имелись уже к началу VII в. В 624 г. танский император направил в Когурё посла с изображением Лао-цзы для проповеди там даосизма. В 625 г. король Когурё, в свою очередь, отправил посла в Китай для изучения веры Будды и Лао-цзы. В правление короля Поджана, который поддерживал доктрину «трех религий» и считал, что буддизм и конфуцианство в Корее следует дополнить даосизмом, в 643 г. из Китая прибыли восемь даосов для проповеди своей религии. Даосы быстро приобрели сильное влияние при дворе, что привело к началу гонений на конкурировавший с даосизмом буддизм.

Добуддийский даосизм отрицал идею целомудрия и безбрачия, и в первые века существования буддизма в Китае это было важным пунктом полемики между двумя религиями: «Целомудренный мужчина — это тот, кто не распространяет свое семя, а целомудренная женщина — это та, что не превращает его в новую жизнь. Если бы мужское и женское не вступали в союз, то все роды живых существ исчезли бы. Так, соблазненные ложным и обманчивым названием „целомудрия", два человека нарушают нормы Неба и Земли и страдают, будучи лишены потомства. Это безусловно великое зло для мира» (Ван Мин, 1960, с. 37, 221).

вовово... буддизм отвечает на все вопросы, за исключением одного, – А как же дети?

Даже в эпоху расцвета даосизма численность даосских монахов была значительно меньше, чем буддийских, поскольку институт монашества оставался в известной мере маргинальным для традиции. Например, по данным Ёсиока Ёситоё (1970), в 1042 г. (период весьма широкой популярности даосизма) в основных монастырях насчитывалось 348 108 буддийских монахов и 48 417 монахинь и только 19 680 даосских монахов и 502 монахини.

Особенно же расцвело увлечение даосской алхимией, стоившее жизни многим монархам. Придворными алхимиками были, как правило, околодаосские авантюристы, в целях личного обогащения злоупотреблявшие доверчивостью императора, стремившегося стать «бессмертным». Новый император казнил алхимиков предыдущего, но немедленно приглашал ко двору новых.

В 845 г. по даосской инициативе, поддержанной конфуцианцами, начались крупномасштабные гонения на буддизм, приведшие к подрыву экономического влияния сангхи и положившие конец периоду расцвета буддизма в Китае.

Кроме того, восходящая к периоду Хань традиция рассматривала Лао-цзы (выступавшего в данной ипостаси в качестве воплощенного дао [1]) как извечного наставника государей, причем аналогичные функции мог взять на себя и просветленный даос, заменяющий в таком случае Лао-цзы в его миссии «наставника государства» (го ши). Данная идеологема успешно использовалась даосами на всем протяжении их политической активности и стала своеобразной константой идейно-политической жизни империи в длительный период ее существования.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments