papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Древнеиндийская философия (Философское наследие т. 1) Москва 1963 г.

Брихадараньяка-упанишада, IV, 1—5
1,1. Восседал [однажды] Джанака, правитель Видехи. И пришел [к нему] Яджнявалкья. Тот его спросил: «Зачем пришел ты, Яджнявалкья? Желаешь ли ты [приобрести] скот или же [задать] тонкие вопросы?» — «И то и другое, великий правитель», — ответил он.

«Тысячу [коров] и быка [величиной] со слона дам я тебе», — сказал Джанака, правитель Видехи. Он, Яджнявалкья, сказал: «Мой отец полагал, что не должно брать дары, не поучая».

Из любви к дыханию совершают жертвоприношения тому, кому не должно совершать жертвоприношения, берут дары от того, от кого их не должно брать. В какую сторону ни пойди, всюду появляется из любви к дыханию страх перед смертью.

Подобно тому как большая рыба плывет вдоль обоих берегов реки, вдоль этого и вдоль того, точно так же и этот пуруша движется вдоль обоих концов — сна и бодрствования.

Поистине это его облик, за пределами желаний, огражденный от зла, не знающий страха. Подобно тому как человек, которого обнимает любимая женщина, не восприемлет ничего наружного, ничего внутреннего, точно так же этот пуруша, обнимаемый атманом — разумом, не восприемлет ничего наружного, ничего внутреннего.

Подобно тому как гусеница, достигнув конца одной травинки, взбирается на другую, сжимаясь, точно так же и этот атман, отбросив свое тело, изгоняет свое незнание, сжимаясь, начинает другое восхождение.

Поэтому говорят: состоит из этого, состоит из того. Как кто-нибудь поступает, как кто-нибудь ведет себя, таким и становится он. Творящий добро становится добрым, творящий зло становится злым. Добродетельным становится он благодаря добродетельным поступкам, злым — благодаря дурным [поступкам]. Итак, поистине говорят: «Поистине из желаний состоит этот человек». Каково его желание, такова его воля. Какова его воля, таковы его поступки. Какие поступки он совершает, то ему и удается.

Поистине это то, из-за чего прежние мудрецы не желали иметь потомство: «Что станем мы делать с потомками, мы, которые обрели этот атман, этот мир».


Поистине не одолевают его обе эти [мысли]: «По этой причине я творил зло» и «по этой причине я творил добро». Он поистине одолевает их обеих. Не томит его ни то, что сделано, ни то, что не сделано.

...

Tags: Древнеиндийская философия (ФН)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments