papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Древнеиндийская философия (Философское наследие т. 1) Москва 1963 г.

Чхандогья-упанишада, VI, 1—16

Таково поистине спокойствие. Оно поднимается из этого тела, достигает высшего сияния и принимает свой облик. Это — высший пуруша. Там движется он, поглощая пищу, играя, развлекаясь с женщинами, или ездой, или с родичами, не вспоминая о рожденном теле. Как [вьючное] животное запряжено в повозку, так и дыхание запряжено в тело.

Брихадараньяка-упанишада, I, 5

Познанное есть облик речи, ибо речь есть то, что познает. Речь, став этим, помогает ему.
Долженствующее быть познанным есть облик мысли, ибо мысль есть то, что должно быть познано. Мысль, став этим, помогает ему.

Все они равны между собой, все бесконечны. Тот, кто почитает их как конечных, обретает конечный мир. Тот, кто почитает их как бесконечных, обретает бесконечный мир.

Поистине иссыхает вступающий в спор с тем, кто знает это. Иссохнув, он в конце концов умирает.

Брнхадараньяка-упанишада, III, 1—9

«Яджнявалкья!—спросил он, — если этот человек умирает, выходят ли из него праны или нет?» — «Нет, — сказал Яджнявалкья, — они собираются в нем, он набухает, он вздувается, и, вздувшийся, мертвый, лежит он».

Ушаста, потомок Чакры, сказал: «Так же, как говорят: это корова, это лошадь, точно так же было показано это [тобой]. Что есть Брахман, непосредственно видимый, непосредственно воспринимаемый, [который есть] атман, внутренне всем [присущий], — разъясни мне». — «Твой атман есть [атман], внутренне всем [присущий]». — «Каков, Яджнявалкья, [атман], внутренне всем [присущий]?» — «Ты не можешь видеть того, кто видит видение; ты не можешь слышать того, кто слышит слышание; ты не можешь мыслить того, кто мыслит мышление; ты не можешь познать того, кто познает познавание. Это — твой атман, внутренне всем [присущий]. [Все] иное — убого». После этого умолк Ушаста, потомок Чакры.

— Он сказал: «Не спрашивай, Гарги, слишком много, иначе лишишься ты головы. Ты спрашиваешь слишком много о божестве, о котором не следует спрашивать слишком много. Не спрашивай, Гарги, слишком много». После этого умолкла Гарги, дочь Вачакну.

Он спросил Патанчалу, потомка Капи, а также обучившихся [обряду] жертвоприношений: «Знаешь ли ты, потомок Капи, того внутреннего держателя, что изнутри держит этот мир, тот мир и все существа?»

— «Каждый может сказать так: «Я знаю, я знаю». Что знаешь, то поведай».

Он ответил: «То, что выше неба, Гарги, то, что ниже земли, то, что между ними обоими—между небом и землей, то, что называют прошедшим, настоящим и будущим, — это вплетено в пространство». — «Во что же вплетено пространство?»

Tags: Древнеиндийская философия (ФН)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments