papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Даосизм

История даосизма

Сами определения шаманов (у [6] — «шаманка», си [5] — «шаман») содержатся именно в чуском разделе исторического трактата IV—III вв. до н.э. «Речи царств» («Го юй»): «Тогда светоносные духи нисходили к ним (мудрым людям древности. — Е.Т.) и назывались, [если это] мужчина, то шаман-си, [а если] женщина, то шаманка-у». Согласно словарю Сюй Шэня «Шо вэнь цзе цзы», иероглиф у [6] означает «жрец» (чжу [7]). Это женщина (т.е. «жрица»), которая может «служить бестелесному» (неоформленному, у син) и низводить духов с небес посредством танца.

служить бестелесному...

...

Дао [1] в ранних памятниках («Ши цзин») практически не онтологизировано (его онтологизация осуществляется уже конфуцианцами — в текстах «Чжун юн», «Да сюэ» и даосами) и означало прежде всего «истинный путь монарха». Дэ [1] изначально имело онтологический статус и воспринималось как мана, некая благая мощь совершенного правителя (что было использовано позднее имперской идеологией) и вообще незаурядного человека.

Следует также отметить принципиально противоположное направление эволюции двух великих культур Востока. Если Индия очень рано приходит к разрыву с натуралистической моделью и тотальному обесцениванию феноменального бытия, то Китай, напротив, доводит до виртуозности именно эту модель.

Брахман — это единая реальность, он просто несопоставим с миром как плодом фундаментального заблуждения (авидья). Дао [1] — это принцип единотелесный с видимым космосом, «сакрализованным, но зримым, конкретным мирозданием в четких пространственно-временных рамках».

«Учение» значит передача информации (гао). Для него необходимы: словесная форма (янь [2]), принцип (ли [1]), смысловое содержание (и [3]), получение от учителя (шоу [3]) и передача традиции (чуань). Этому учению предшествовало его «домирное» бытие как «самоестественного» и «божественного учения» среди божественных ипостасей саморазвертывающегося дао [1].

«Дао дэ цзину» как творению Лао-цзы тоже не принадлежало особое место, так как с эпохи Хань Лао-цзы воспринимается как гипостазированное дао [1], периодически воплощающееся на земле для спасения мира

Согласно «Лао-цзы», монарх не только соотносим с космическими началами дао [1], Небом и Землей, но даже ставится во главе их, выступая в качестве человека par excellence («Дао дэ цзин», § 24). Монарх осуществляет недеяние и таким образом упорядочивает правление.

ну да ну да.. кто-то ж должен просто быть...

В настоящее время иероглиф сянь [1] («бессмертный») представляет собой История сочетание двух графем — классификатора «человек» (слева) и фонетика даосизма «гора» (справа), обнаруживающих прозрачную этимологию — «горный человек», отшельник. Однако первоначально это слово записывалось более сложным иероглифом, сохранившимся в качестве разнописи и ныне, восходящим к пиктограмме, изображающей пернатого человека (отметим, что на ранних изображениях «бессмертные» показаны оперенными, а выражение юй кэ — «пернатый гость» стало устойчивым синонимом сянь [1], особенно в беллетристике).

...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments