papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Конфуцианство

Культ Конфуция

Новое повышение религиозно-ритуального статуса Конфуция произошло в 1106 г., в самом конце правления династии Северная Сун (960—1127), когда ему был дарован титул ди [1] («владыка», «император»), который имели божественные персонажи, почитавшиеся владыками мироздания: Шан-ди (Высший/Верховный владыка), Тянь-ди (Небесный владыка), Юй-ди (Нефритовый владыка/император) и т. д.

Количество танцоров, исполнявших ритуальные танцы, возросло с 64 в 1477 г. до 72 в 1496 г. Это тоже ритуально-магические цифры, восходящие к древним нумерологическим построениям: 64 — количество гексаграмм в «Книге перемен», а 72 — число, совмещающее в себе числа 9 и 8, передающие соответственно идеальное административно-территориальное устройство страны — из 9 округов-чжоу [2] и 8 основных пространственных координат (страны и полустраны света).

Принципиально важно, что в заключительном варианте культа Конфуция подчеркивалась сугубо земная — Учитель — ипостась Конфуция, что делает его культ уникальным феноменом на фоне государственных и популярных верований

Но конечно, добавления, изменения в субпантеоне культа почитания Конфуция совершались множество раз, и наиболее серьезные из них были сделаны в 1530 и 1724 гг. Последние добавления были внесены в 1919 г. правительством Китайской Республики. В 1928 г. культ Конфуция и все проводимые в его честь мероприятия были официально отменены.

Даосизм

Особенности культовой практики даосизма

Эгалитарное государство с твердой единоличной властью становится даосским идеалом. Социально-политические доктрины даосизма в развернутом виде были представлены в трактатах «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.) и «Тай пин цзин» («Канон Великого равновесия»), согласно которому общество «Великого равновесия» {тай пин), воплощающего гармонию космоса, существовало в «высокой древности» и было основано на уравнительном распределении, равновесии всех интересов и потребностей. В дальнейшем отказ от сложного общественного устройства, идеал простой сельской жизни без ремесел, без приводящих к неравенству торговли и высоких налогов становились лозунгами многих средневековых народных восстаний.

...

Переизбытка таких священнослужителей в старом Китае не возникало хотя бы уже по той причине, что власти ограничивали приобщение подданных к профессиональным религиозным объединениям, которые полностью или частично устранялись от участия в общественно-полезном труде: разрешение на посвящение в даосские жрецы давалось лишь одному сыну из семьи.

Все божества делятся на «прежденебесных» (сянь тянь) и «посленебесных» (хоу тянь). Первые персонифицируют стихии космоса и т.п., ко вторым относятся те, кто в земной жизни были людьми, а также младшие божества.

К «прежденебесным» (сянь тянь) божествам относят также ряд других, прежде всего астральных, гениев. Помимо обрядово-магической практики они играют важную роль в медитативной «внутренней алхимии» (нэй дань) как символы различных аспектов мироздания, субстанций, сил, процессов, пространственных и временных координат и т.п.

...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments