papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Историческое развитие религиозной ситуации

Религиозная ситуация в эпоху Мин—Цин

...

Когда в стране в середине XIX в. появилось протестантство, прежде всего в форме англиканства, функциональная роль христианства начала меняться, в частности в силу того, что новообращенные представители местного населения включались в ведение религиозной проповеди. Местные протестантские проповедники говорили с паствой на общепонятном языке, создававшаяся ими литература была доступной для полуграмотных масс. Вырванные из общего контекста положения христианского вероучения начали пополнять идейный багаж народных верований, что проявилось, в частности, в религии тайпинов. Среди прозелитов большинство составляли представители городских низших слоев, прислуга, деклассированные элементы, т.е. весьма взрывоопасная масса. Разросшиеся и хорошо адаптированные общины мусульман в местах их сплошного расселения, особенно в окраинных районах, проявляли тенденцию к социально-политической активности, опиравшейся на религиозную мотивацию. Деятельность массовых синкретических сообществ типа байлянь-цзяо (движение «Белого лотоса»), идеология которых часто приобретала антиманьчжурскую окраску, способствовала нарастанию социальной напряженности и расшатыванию устоев власти цинской династии.

Религиозные новации ХХ в.

Буддийская ассоциация Китая.

...

В 1955 г. в Бирму отправилась китайская буддийская делегация, сопровождавшая священную реликвию — зуб Будды, временно предоставленный для поклонения бирманским буддистам. Зуб побывал также на Цейлоне, а по возвращении его в КНР для него был построен на правительственные средства специальный храм в Пекине.

Конфуцианство

Имперские культы в силу их тщательной разработанности, торжественности, всенародного значения изучены наиболее подробно. Собственно, они и составляют эталон жу-цзяо — «учения интеллектуалов», по одному из наименований конфуцианства в Китае, или «религии ученых», по выражению русского синолога Н.Я. Бичурина (о. Иакинф, 1777-1853). Исторически объекты культов могли меняться, на место одних приходили другие, менялась титулатура и иерархия божеств, но в целом основа государственных культов сложилась еще в доконфуцианский период

В «малых жертвоприношениях» император не участвовал. «Средние» и «малые» жертвоприношения проводились не только в столице: во всех провинциальных и уездных городах чиновники соответствующих рангов в определенные сроки совершали моления и жертвоприношения тем же божествам. Специальных жрецов в государственной религии не было, все культовые действия выполнялись исключительно государственными чиновниками.

Характерно также, что в обрядах, посвященных Конфуцию, могли участвовать лишь гражданские чиновники, тогда как военные, имевшие более низкий статус, выполняли второстепенные функции и были задействованы лишь на определенных этапах. Все ритуалы, посвященные божествам, имели своей целью обеспечение благоденствия социального коллектива, его членов и их должного нравственного состояния.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments