papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Историческое развитие религиозной ситуации

Религиозная политика при монгольской династии Юань

Покровительство даосизму, имевшему очень сильное влияние на народное сознание и к тому же находившемуся под патронатом предшествовавшей династии, сменилось резким возвышением буддизма и инспирированным буддистами безжалостным гонением на даосизм. Последний воспринимался монгольскими властями как религия «людей Юга» (наньжэнь), т.е. подданных южносунской династии — наиболее подозрительной для монголов и потому самой дискриминируемой в этот период части населения империи Юань. Истреблялась даосская литература, особенно трактаты, постулировавшие приоритет даосизма по отношению к буддизму, запрещалось изготовление и употребление амулетов, служители даосских культов и члены сект подвергались преследованиям и даже истреблению. Пощажены были лишь медицинские пособия и практикующие медики. Даосов либо принуждали перейти в буддизм, либо записывали в простолюдины.

Особым покровительством монголов стала пользоваться центральноазиатская ветвь буддизма — ламаизм. Еще в 1253 г. при ханском дворе появился 15-летний тибетский юноша Пакс-па, оказавшийся знатоком индийских буддийских канонов и одновременно приверженцем ламаизма. Пакс-па, объявленный учителем императора, создал монгольскую квадратную письменность на основе уйгурского письма, был постоянным советником при дворе, а после смерти его прах был заключен в специально сооруженную ступу. В 1321 г. последовал указ о создании в провинциях мемориальных залов в его честь, увековечении его в скульптурных изображениях и иконографии.

В Каракоруме существовала значительная торгово-ремесленная колония христиан католиков, очевидно в основном выходцев из стран Средиземноморья (аналогичные поселения были в портовых городах южнокитайского побережья). С 1294 г. религиозную жизнь этой колонии организовывал папский посланник Джованни де Монтекорвино, построивший в Каракоруме в 1300 г. церковь, где им было совершено около тысячи крещений. В 1299 г. он построил в Даду (Пекине) первый католический храм, а в 1307 г. стал архиепископом этого города. Диоцез существовал до конца юаньской эпохи, поддерживая связи с Римом. Проповедь христианства католики вели исключительно среди некитайского населения ханской столицы. Ко времени появления в стране первых иезуитских проповедников (Маттео Риччи, конец XVI в.) о христианстве здесь уже никто и не помнил.

Религиозная ситуация в эпоху Мин—Цин

...

Со второй половины XVI в. католические миссионеры, утвердившиеся в португальской колонии Макао и руководимые одним из основателей ордена иезуитов, Франциском Ксавьером (1506—1552), предпринимали попытки получить от минского императора право на проведение христианской проповеди в стране. Этого удалось достичь Маттео Риччи (1552—1610), в чем решающую роль сыграли не столько умелый подбор подарков для императора и его приближенных (среди даров были, в частности, европейские механические часы) или успех миссионерской проповеди самого Риччи и его умение найти сторонников среди вельмож, сколько непосредственные нужды минских властей: необходимость уточнения календаря, производства и ремонта огнестрельного оружия и т.п. Особенно важна была организация отливки пушечных стволов для отражения усиливающегося давления маньчжурских завоевателей. Риччи удалось наладить миссионерскую деятельность, создать под Шанхаем, в поместье крещенного им китайского сановника Павла Сю, духовную миссию, переводческий центр религиозной и научной европейской литературы. В дальнейшем этот христианский центр служил опорой нескольким поколениям миссионеров-иезуитов.

Ведение сколько-нибудь массовой христианской проповеди в Китае значительно осложнилось уже к 30-м годам XVII в. вследствие конфликтов между иезуитами и представителями других монашеских орденов. «Мягкая» форма проповеди христианства, когда за крещением не следовало полного изменения быта и образа жизни новообращенных, допускалось отправление ими ряда традиционных ритуалов, в том числе связанных с культом предков, отождествлялся ряд понятий христианского вероучения и китайской традиционной культуры (например, понятий Неба-тянь [1] и Бога), вообще терпимое отношение к традиционным обычаям в странах, охваченных миссионерской работой, вызвали резкий протест со стороны миссионеров «старых» миссионерских орденов — доминиканцев и францисканцев. В Риме при папском престоле было создано специальное управление — Палата ритуалов, которая должна была рассмотреть итоги деятельности иезуитов по совершению крещений в Северной Индии («малабарское крещение») и в Китае.

Против иезуитов выдвигались обвинения в том, что они не стремились полностью разрушить традиции народной культуры, уступали предрассудкам «язычников» при совершений богослужений, крещений, обрядов свадеб и похорон, допускали пережитки язычества в быту и общественной жизни новообращенных. Объяснения иезуитов со ссылками на древность культуры страны, на то, что народная обрядность не во всем носит религиозный характер, не принимались во внимание. Ужесточение позиций римского престола и руководства католических миссий по этим вопросам вызвало недовольство верховной власти в Китае.

Русская православная церковь оказалась вовлечена в непосредственные контакты с цинским двором после того, как в Пекине образовалась колония русских пленников, защитников Албазина, русской крепости в верховьях Амура, сожженной в 1685 г. маньчжурскими войсками. Потомки албазинцев продолжали исповедовать православие. Это дало основание для создания по согласованию между правительствами России и Китая Российской духовной миссии в Пекине.

Формально ее обязанности ограничивались окормлением потомственных православных христиан (т.е. православным воспитанием, проведением богослужений, совершением таинств и исполнением треб), но на деле ее функции были намного более широкими. Она фактически стала дипломатическим и торговым представительством, а также центром изучения китайского языка и китайской культуры.

...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments