papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Лосев Алексей Федорович (10 (22) сентября 1893 — 24 мая 1988) История античной эстетики т. 8.

Общая эстетическая терминология

Ноология

Плотин о типах умственной целостности.

Из всех такого рода текстов следует также и то, что ум, поскольку он не допускает никаких ошибок (V 5, 1, 1—2), есть мудрость. Речь идет, конечно, не о рассудочном мышлении, но о «живой мудрости», «вечно целостной и ни в чем не терпящей ущерба», «первичной» и ни из чего другого не выводимой, так что уже сама умопостигаемая «сущность» есть мудрость (8, 4, 36—39). Об этом — подробное рассуждение (4, 42—48); но к этому рассуждению примыкает еще и замечательное рассуждение, о тождестве бытия, ума и мудрости (5 вся глава; сюда же главы — 6—7). Итак, включая в себя и разумение (phronësis), и рассудок, и память (IV 4, 12, 1—3), она всецело пребывает в умопостигаемом мире (II 9, 8, 36-45; V 1, 4, 5-9; 9, 11, 25-26; VI 6, 18, 33); но это значит, что она находится и в душе мира (IV 4, 10, 11 — 12) и во всем мире, включая человека (III 2, 9, 24—26; ср. V 8, 10, 13—14). Вот почему мудрость возникает в связи с энергией ума (14, 9, 16) в достойном виде (16, 8), будучи «изобильной» (amëchanon, собственно, «непридуманной», — II 9, 8, 14—15), «удивительной» (III 2, 13, 17) и возникающей в результате обобщения наряду с диалектикой (I 3, 6, 12—20), ведя вместе с умом к первоединству (VI 9, 11, 48).

Мудрость, по Плотину, есть предельная полнота всей генеративновыраженной ноуменальной области.

возникает в связи с энергией ума...

Прокл

Ум есть миф, данный как субстанциальная диалектическая система категорий самосоотносящегося бытия и жизни в их предельном структурно-генеративном осмыслении. Это было последним словом античности по вопросу о том, что такое ум.

Душа

Переход от ума к душе

И если чистый ум есть неподвижность, то, значит, это инобытие есть уже подвижность, становление. И такое становление не есть то, какое мы находим в самом уме. В самом уме это становление было тождественно с самим умом и не уводило его в сторону, а только создавало смысловой рисунок внутри самого ума. Но то становление, которое выводило ум за его пределы, уже не обязательно было таким уж целостным, как и самый ум. Это становление знаменовало собою такое бытие, которое то было умом, а то и не было умом и которое было, следовательно, только разной степенью абсолютного ума. Другими словами, такое инобытийное становление было уже не ноуменальным, а чувственным и не вечным, но погруженным в поток времени. Таким образом, уже простейшая диалектика требовала кроме ума еще и материально-чувственного становления во времени.

создавало смысловой рисунок внутри...

Tags: Лосев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments