papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мантика и астрология

Традиция предсказаний и «Канон перемен»

«Начальная» (чу [3], нижняя, I) позиция знаменует начало, зарождение процесса; «вторая» (II) — апогей его внутреннего развития; «третья» (III) — кризисный переход от внутреннего

состояния к внешнему; «четвертая» (IV) — внешнее обнаружение процесса; «пятая» (V) — его максимальное проявление; «верхняя» (шан [2], VI) — завершение или перерождение в иной процесс. Позиции также символизируют следующие свойства и образы: I — твердость, ступни, простолюдин; II — мягкость, голени, служилый; III — справедливость, бедра, вельможа; IV — гуманность, туловище, придворный; V — яновость, плечи, государь; VI — иневость, голова, совершенномудрый. Две нижние, две средние и две верхние позиции занимают три диграммы, соотносимые соответственно с тремя главными уровнями мироздания — земным, человеческим, небесным.

Важнейшую роль играют называемые «женой» и «мужем» вторая и пятая позиции как центральные и потому определяющие для триграммы. Кроме того, одна из них является нижней, а другая — верхней в тетраграмме, выделяемой внутри гексаграммы. В свою очередь, эту «ядерную» тетраграмму разбивают на две «взаимопроникающие/ перекрещивающиеся /переплетающиеся триграммы» (ху гуа), или «взаимопроникающие тела» (ху ти) в терминологии Цзин Фана или Чжэн Сюаня, которые охватывают: 1) вторую, третью, четвертую и 2) третью, четвертую, пятую позиции. Они могут быть вычленены и использованы соответственно как нижняя и верхняя триграммы для получения новой, производной гексаграммы, характеризующей более глубокое состояние рассматриваемой ситуации.

8 исходном источнике, содержащем описание техники гадания по «И цзину», — «Си цы

чжуани» (I, 8/9) представлен метод «числа великого расширения» (да янь чжи шу), говорящий о 50 стеблях (цэ [2]) тысячелистника (ши [7\), выражающих это число. Их длина, согласно «Шо вэнь цзе цзы», определялась рангом гадающего: «у сына Неба — 9 чи, у владетельных князей (чжу хоу) — 7 чи, у сановников (да фу) — 5 чи, у ученых мужей/ воинов (ши [13]) — 3 чи». Исторически им предшествовали стебли бамбука. Ныне для осуществления этого древнейшего мантического приема (ахиллеомантики) 50 стеблей тысячелистника можно заместить аналогичными предметами, например, счетными палочками или спичками.

Дальнейшие действия отвечают общим принципам гадания по «И цзину» с выдвижением на первый план разработанной ицзинистами эпохи Хань (III в. до н.э. — III н.э.) идентификации триграмм с системой пяти элементов (Цянь и Дуй — металл, Кунь и Гэнь — почва, Чжэнь и Сюнь — дерево, Кань — вода, Ли — огонь) и пространственно-временных координат «небесных стволов и земных ветвей» (тянь гань ди чжи), связанных, в свою очередь, коррелятивными родами (лэй) со всей «тьмой вещей».

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments