papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мантика и астрология

Древняя мантика в новой историографической перспективе

Связи демонологии и гемерологии посвящена статья сотрудника Стэнфордского университета Д. Харпера, концентрирующего внимание на экзорцистских методах и ритуалах в гемерологии, к которым, как выясняется, имел отношение и ряд физических упражнений и поз, вошедших впоследствии в китайскую гимнастику.

Основной темой конфуцианской философии Ван Фу (90—165) является концепция судьбы (мин [7]), в которой он пытается удержаться на грани, отделяющей мин [1] от фатума.

О. На грани разума...

«Там, где Ван Чун спрашивает: „Существуют ли свидетельства эффективности данной практики?" — Ван Фу задает вопрос: „Каков эффект данной практики и ее влияние на общество?"».

Первая категория снов — «прямые» (чжи [15]), в которых непосредственно представлено то, что случится в будущем. Вторая — «символические» (сян [1]),в которых грядущие события предстают в символических образах. Обе эти категории описаны и Ван Чуном. Третья — «духовные» (цзин [3]), знаменующие духовный и волевой настрой. Четвертая — «мыслительные» (сян [5]), относящиеся к разряду «незнаменательных» и отражающие навязчивые мысли. Пятая категория — «личностные» (жэнь [1]), определяющиеся материальным положением и социальным статусом человека. Шестая — «восприимчивые» (гань [7]), воспроизводящие образы природных стихий, предвещающих грядущее через восприятие мировой пневмы-ци. Седьмая — «сезонные» (ши [7]). Эти сны обусловлены определенным состоянием космоса и организма и подлежат истолкованию с помощью натурфилософских теорий. Восьмая категория — «противоположные» (фань [1]), которые следует понимать в обратном смысле. Девятая — сны «о болезнях» (бин [2]),в которых заявляет о себе назревающее заболевание. Десятая — «характерные» (син [7]), отражающие индивидуальные предпочтения, пристрастия и темперамент человека. Качество интерпретации сна зависит от способности гадателя прежде всего определить его категорию. Успеху этой процедуры мешают четыре фактора: неадекватный отчет о сне, недоучет гадателем всех значимых факторов, использование негодных руководств по онейромантике, неспособность определить категорию сна.

Но если космизация не вызывала возражений у религиозных идеологов — конфуцианцев, даосов, затем буддистов, то возможность изменить судьбу посредством влияния на случайные события, способность предугадывать будущее и избегать неприятностей путем переключения причинно-следственной цепочки благодаря предзнанию отвергались всеми теоретиками.

Традиция предсказаний и «Канон перемен»

В I в. знаменитый историк Бань Гу (32-92) в энциклопедическом трактате «Бо ху тун» («Отчет [о дискуссии в Зале] белого тигра») разъяснял: «Черепаха 1000 лет [наделена] душой (лин [7]), тысячелистник 100 годов [наделен] духом (шэнь [1]), благодаря чему они долгоденствуют, а поэтому способны различать счастье и несчастье».

Именно благодаря своей мантической функции «И» избег книжного аутодафе в 213 г. до н.э. и в наибольшей степени среди канонов сохранил аутентичный вид.

Несмотря на столь завидную историю, загадочно не только происхождение и содержание, но и само название этого памятника. Его наиболее древнее и простое обозначение «И» многосмысленно, что было отражено уже в древнейшем определении, содержащемся в апокрифическом ицзинистическом трактате И—I вв. до н.э. «Цянь цзо ду» («Система проникновения в [Небесное] Творчество»): «Единое имя „И" заключает в себе три смысла (и [1]): „легкость" (и [4]), „изменения и перемены" (бянь и) и „неизменность" (бу и)». Это определение повторил знаменитый каноновед Чжэн Сюань (127—200), уточнив первый смысл с помощью бинома из «Си цы чжуани» (I, 1) — «легкость и простота» (и цзянь).

В стремлении установить первичность какого-либо из указанных смыслов естественнее всего обратиться к тексту самого «И». Однако картина лишь усложняется, поскольку там в 81 случае употребления данного иероглифа не только используются все эти смыслы, но еще и добавляются новые, в частности вводимый фундаментальным определением «Порождение/оживотворение порождения/жизни называется и [4]» («Си цы чжуань», I, 5). Более того, происходит сознательная игра с многосмысленностью и [4\, в которую включается его использование либо как имени собственного, обозначающего соответствующий текст или отраженную в нем теорию и практику (Путь-дао), либо как технического термина, обозначающего предписанную данной теорией трансформацию ее символов или неизменность их структур.

...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments