papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Древнеиндийская философия (Философское наследие т. 1) Москва 1963 г.

Древнеиндийская философия (Философское наследие т. 1) Москва 1963 г.
Начальный период

В. В. Бродов. У истоков индийской философии

Для историка философии представляет особый интерес тот факт, что самхита Ригведа является древнейшей книгой из всех, какие только известны человечеству, включая самые ранние из произведений (гимнов) поэтов Древнего Египта, Израиля или Греции.

Первым внутренним импульсом, положившим начало становлению «мира различий», мира конкретных предметов или явлений, в гимне названо желание: желание было «первым семенем мысли». Единое делится на противоположности: сущее и не-сущее, низ и верх, день и ночь, смерть и бессмертие и т. д. Что же касается богов, то они появились «после». Бог «на высшем небе», замечают авторы гимна, в лучшем случае «знает», как возникло все сущее, да и то вряд ли («А если не знает?»).

Началом всех начал, говорится в Шатапатха-брахмане (XII, 1, 6), были воды. Из вод возникло золотое яйцо. Из яйца — Праджапати («владыка творений»), ставший затем прародителем всех живых существ. Каким же образом возникло все живое? У Праджапати согласно этому мифу возникло желание (ср. Ригведа, X, 129): хочу размножаться. И он разгорячил себя через тапас. Погрузившись в тапас, он сотворил «миры»: землю, воздушное пространство и небо. Над этими мирами он распростерся, как наседка (стал высиживать их), и из них возникли три светила: Агни (огонь) из земли, Ваю (ветер) из воздуха, Адити (бесконечность) из неба. Тогда он распростерся и над этими светилами, и из них возникли три Веды: Ригведа из Агни, Яджурведа из Ваю, Самаведа из Адити.

Tags: Древнеиндийская философия (ФН)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments