papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мантика и астрология

Древняя мантика в новой историографической перспективе

Один из первых исследователей портентологии, X. Биленстайн, применил статистические методы для обработки данных о солнечных затмениях и прочих знамениях в важнейших исторических памятниках — «Ши цзи» («Исторические записки») Сыма Цяня и «Хань шу» («Книга [об эпохе] Хань») Бань Гу, — включавших в себя астролого-астрономические и календарные трактаты, и обнаружил «практику игнорирования или фиксирования неестественных явлений» как форму косвенной критики императора и правительства со стороны чиновников. Поскольку первоисточником критики считалось Небо, ее выражение было сравнительно безопасно.

Окончательное завершение находит эта теория у автора «Хань шу» Бань Гу. Опираясь на нее, Сыма Бяо относит к числу знамений не только природные, но и социальные явления. Например, второй раздел трактата, где описываются знамения, связанные с металлом и речью, включает следующие подразделы: массовые паники, засухи, пожирание людей волками и пророческие детские песенки тун яо.

Скапулимантика и ахиллеомантика — мантические методы, обладающие статусом высшей сакральности и доступные только высшим слоям общества. Как же удовлетворяли свои потребности в мантике остальные шанцы или чжоусцы? На этот вопрос синологи пока не в состоянии ответить, поскольку в письменных памятниках не осталось свидетельств о народных мантических традициях, нет пока и археологических свидетельств о них. Судя по всему, мантические методы — весьма чуткий барометр состояния ментальности, содержательно быстро меняющийся вместе с ее изменениями. Во всяком случае, в этом убеждает история мантических практик от Хань до Цинь. Бурное развитие занимающейся этим отрасли синологии является гарантией того, что в недалеком будущем станет возможным сравнительный анализ мантических практик.

Среди текстов Шуйхуди особое внимание привлекают два сочинения под общим заглавием «Жи шу» («Книга дней»). Она принадлежала мелкому чиновнику Си (ум. ок. 217 до н.э.), представителю провинциальной элиты, по своему положению находившейся между простонародьем и грамотными чиновниками и аристократами. Отсюда ясен адрес популярных мантических сочинений — это «молчаливое большинство», та обширная прослойка горожан, чиновников, купцов и ремесленников, о которых ничего не говорится в конфуцианских сочинениях и придворных хрониках. Культурные запросы этой прослойки начинают выявляться только теперь — как благодаря извлекаемой при археологических раскопках литературе, так и вследствие изменившейся парадигмы западного исторического сознания.

Гемерологические представления не новость для синологов, однако именно открытие новых текстов дало толчок к комплексному изучению феномена гемерологии. Судя по количеству работ, посвященных этой тематике, в западной синологии складывается целое направление, занимающееся комплексным исследованием вышеуказанных проблем. «Через несколько лет мы сможем воспринять философские сочинения и религиозные верования ханьских авторов более глубоко, нежели до сих пор, поскольку новооткрытые тексты и артефакты, найденные в Мавандуе, Линьи и других местах, помогут воссоздать интеллектуальный фон раннеимператорского Китая» (Р.Д.С. Йейтс, 1983).

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments