papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

Народные верования и государственные культы

Народные верования

В любом случае признаком «непристойности» культа считалось «поклонение демонам» или так называемым нечестивым богам — яо шэнь. Для подобного определения имеются основания. Дело в том, что действительными прототипами коммунальных божеств являлись «неупокоенные души». Именно эти души, с одной стороны, представляли опасность для всех местных жителей, а с другой — были готовы отблагодарить живых за их подношения. Демоническое происхождение богов дает о себе знать, например, в чрезвычайно популярном в народной среде культе героев — лиц агрессивных, социально опасных, но вместе с тем и полезных как защитников общества. В фольклоре обожествленные герои обычно изображаются как люди, при жизни отнюдь не благочестивые, а после смерти насылающие на живых различные бедствия до тех пор, пока им не начинают поклоняться.

В датированном 1201 г. докладе чиновника из Усина говорится: «Непристойные культы происходят из-за невежества глупых людей, которые утверждают, что убитый человек после смерти может стать богом». По сообщению того же чиновника, родственники 49 человек, убитых за первый месяц года в Усине, гордятся своим родством с погибшими.

Наглядный пример культа демонического божества являют распространенные на Тайване храмы в честь божеств, именуемых юин-гун (букв, «откликающийся господин»). Подобные кумирни воздвигались на местах находок человеческих останков или захоронений убитых в драках молодых людей. Юин-гун слыли в особенности патронами воров, игроков, безработных, любовников — иначе говоря, всех, кто был не в ладах с законом. Считалось, что они лишены чувства справедливости и откликнутся на просьбу любого, кто обратится к ним за помощью.

Мировоззренческие категории

Душа, дух и духи

Представляя высшую категорию духа, шэнь [1] является, согласно «Хуайнань-цзы» (цз. 7), «сокровищем сердца» (синь чжи бао), которое, в свою очередь, есть «правящий (цзюнь) и хозяйствующий (чжу [7]) чиновник (орган тела), испускающий божественный дух и просветленность» («Хуан-ди нэй цзин» — «Канон Желтого императора о внутреннем», III—I вв. до н.э., гл. III, 1), т.е. «хозяин (чжу [1]) божественного духа и просветленности» (Фу Сюань, 217—278. «Фу-цзы» — «[Трактат] Учителя Фу», гл. «Чжэн синь» — «Правильное [использование] сердца»).

Критический рационалист Ван Чун аргументированно отверг возможность для человека посмертно существовать в качестве земной нави, утверждая, что распространяющаяся по «кровотокам» (сюэ май) «духовно-семенная/эссенциальная пневма» (цзин ци) уничтожается (ме), рассеивается и гибнет (сань ван) после смерти, а «семенной/эссенциальный дух (цзин шэнь) поднимается на небо», т.е. живой человек образуется из «божественно-духовной пневмы» (шэнь ци) в модусах инь [ 1] и ян [ 1], становящихся его «навью и божественным духом» (гуй шэнь), и в нее же возвращается подобно тому, как лед концентрируется из воды и в нее растворяется («Лунь хэн», гл. 63 «Лунь сы» — «Суждения о смерти»; рус. пер.: Т.В. Степугина, 1990).

Tags: Лосев
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments