papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

Народные верования и государственные культы

Представления о верховной власти и правителе

Другое самоназвание Китая — Тянься (Поднебесная) — тоже обязано своим происхождением культу Неба и древним космологическим представлениям. Небо в них мыслилось имеющим форму круга, земля — квадрата. Та часть земного квадрата, на которую падает проекция небесного круга, и есть Поднебесная. Оставшиеся же вне этой проекции углы земного квадрата являются «варварскими» землями, лишенными признаков «настоящей цивилизации» по той простой причине, что на них не распространяется покровительство Неба.

Кроме того, именно к западу от Шан-Инь (а затем и Чжоу) обитали наиболее враждебно настроенные к китайцам народности, что привело к дополнительным ассоциациям запада с войной и насилием, определяемым как у [2] («военная сила»).

...

Север приобрел двойную символику. С одной стороны, он тоже ассоциировался со смертью и природным хаосом, а с другой — с чем-то сокровенным и таинственным (сюань). Такое его осмысление проистекает из хозяйственно-естественного опыта земледельческого народа, знавшего, что зима — это время года, когда в земле таятся зерна, готовящиеся дать новые ростки. А так как понятия «сокровенного», «таинственного» обычно включают в себя идею их постижения, то север стал связываться с мудростью, знанием, ученостью и образованием. В отдельные исторические периоды главные святилища и императорская резиденция помещались именно в северной части столицы или к северу от нее.

Только за 1075 г. официальное признание получили 37 персонажей, за 1100 г. (когда империя находилась на краю гибели) — около 100. После нового частичного завоевания Китая (эпоха Южной Сун, 1127—1279) почти каждый год официальным титулом наделялись от 20 до 50 божеств и духов. Наивысшей степенью почитания божественных персонажей было присвоение им титулов «царей» и «владык» и строительство в их честь святилищ в столице. Если же светские власти по каким-то причинам считали, что удостоенные такой чести божества не оправдали возлагаемых на них надежд, то они лишались всех дарованных почестей. Так, в 1109 г. в столице по августейшему повелению было закрыто 1038 святилищ. Монгольские власти (эпоха Юань, 1271-1368), оказывавшие особое покровительство буддизму, тем не менее поддержали многие новые государственные культы, дополнив их собственными верованиями. При последних империях — Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) — перманентный пласт государственной религии Китая окончательно превратился в объемное и предельно эклектичное собрание самых разных верований и культов.

Народные верования

В представлении китайцев ад состоял из десяти кругов или, точнее сказать, инстанций, поскольку ад в Китае мыслился, как и всякая публичная организация, по образцу чиновничьей канцелярии. В первой инстанции определялось наказание, уготованное для души, в последней — её судьба в следующем рождении (душа могла переродиться в одном из шести состояний — от святых небожителей до зверей и растений). Считалось, что накануне перерождения адские власти давали душам напиток забвения, который отнимал у них память о прошлом цикле жизни.

...

Среди умерших не все были обречены вечно томиться в круге перерождений. Души особо выдающихся людей попадали в сонм богов, управлявших Вселенной.

Наибольшей же популярностью в этой категории пользовалось божество Севера — Сюань-тянь Шан-ди (Высший Правитель Темного Неба), культ которого достиг расцвета в эпоху Мин (1368-1644), а также Гуань-ди, который почитался как покровитель военных, но в период Цин (1644-1911) его культ приобрел универсальный характер, он стал, пожалуй, самым популярным божеством народного пантеона.

Отдельно следует упомянуть о чэн-хуанах — божественных двойниках правителей административных территорий. Чэн-хуанам вменялось в обязанность оберегать вверенный им город, а также чинить суд и расправу над душами тех грешников, которых не постигло справедливое возмездие при жизни. В минское время поклонение чэн-хуанам было объявлено прерогативой чиновников. Со времени правления династии Тан (618-907) в подчинение чэн-хуанам были переданы локальные божества-администраторы ту-ди-гун. Это новшество несомненно отразило укрепление связей между городом и деревней в эпоху средневековья. В Северном Китае ту-ди-гун представляли низшую инстанцию загробного суда. Местные жители докладывали им о кончине родственников, а затем в течение трех дней приносили им жертвы, поскольку, согласно народному поверью, ту-ди-гун в течение этого срока препровождали душу умершего к властям ада

Интересно, что в цинское время ту-ди-гун изображали в костюме чиновника минской династии

Существовало обширное семейство богов болезней, возглавлявшееся Бинфу шэн-цзюнем (Святой повелитель болезней). Как защитник от болезней популярен был и покровитель медицины Яо-ван (Владыка лекарств).

На Севере бога богатства нередко представляли в образе мусульманского купца, в Юго-Западном и Центральном Китае — в виде чиновника с темным лицом, в Цзяннани — в образе пяти молодцев. Со временем фольклорная традиция наделила богов богатства большой свитой.

Богов чествовали персонально в дни их рождения, демоны же представляли собой безликую и аморфную массу, и поминали их всех вместе в праздник голодных духов в середине 7-го месяца по китайскому календарю

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments