papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

Новые записи мифологических преданий

В предании VI в. рассказывается о том, как Юй получил в пещере от божества со змеиным туловищем и лицом человека нефритовую пластинку, своеобразный «аршин» для измерения неба и земли. В позднем же варианте говорится, что стоило Юю раскрыть книгу, как в глаза ему бросились два знака — шуй чи — «водяной аршин». Далее о значении этих знаков ничего не сказано, но, видимо, это «реликт» представления о чудесном аршине, используемом для измерения уровня вод во время борьбы с потопом

В целом же можно констатировать, что новые записи мифологических преданий и ритуальных песен, сохранившихся в живом бытовании до наших дней, дают очень интересный материал как для реконструкции древних мифов, так и для понимания закономерностей их эволюции.

...

Общие темы в мифологии китайцев и соседних народов.

...

Вообще, этот миф точнее было бы назвать мифом об уничтожении лишних солнц, поскольку далеко не у всех народов говорится именно о стрельбе из лука. В мифе народа гэлао в пров. Гуйчжоу герой Айн подымается на небо и уничтожает лишнее солнце длинным бамбуковым шестом, а в мифах народа ямэй, живущего на небольшом острове Ланьюй в 70 км от Тайваня, говорится, что лишнее солнце поражают небольшим мечом, который применяют шаманы, или вообще с помощью заклинаний (заметим, что ямэй — рыболовы, никаких зверей на острове не водится, и луки там не в ходу).

У остальных народов Тайваня нет культурного героя типа Оадзымы, в их мифах вообще нет образа культурного героя. Этот подвиг совершает какой-либо безымянный герой или это вообще коллективный подвиг. Например, в мифе тайя говорится, что, когда на небе светили два солнца и жить было невмоготу, люди решили послать три группы людей, чтобы уничтожить лишнее светило: старых, средних лет и молодых. Поскольку путь был далеким (у разных народов говорится, что надо идти к тому месту, где восходит солнце), то старики по дороге умерли, люди средних лет состарились и только молодые дошли и уничтожили лишнее солнце.

Заметим, что само представление о множестве солнц распространено гораздо шире, чем миф о стрельбе в лишние светила. Судя по данным, приведенным Э. Эркесом, оно известно и американским индейцам в Калифорнии, и батакам на Суматре.

Народные верования и государственные культы

Верования и культы эпохи неолита

На сегодняшний день установлено, во-первых, что китайский неолит восходит не к VI-V тыс. до н.э., как это еще недавно считалось, а к началу голоцена. Древнейшим для региона бассейна Хуанхэ неолитическим памятником и одновременно самым ранним в истории человечества очагом просоводства на сегодняшний день признается поселение (открыто в 1986 г.) в южной оконечности пров. Хэбэй (окрестности дер. Наньчжуантоу уезда Сюйшуйсянь), нижние слои которого датируются китайскими археологами серединой XI тыс. до н.э.

...

Заключительный этап истории неолитической эпохи соотносится с культурной общностью Лун-шань, которая возникла в начале III тыс. до н.э. в северо-западной части Шаньдунского п-ова («шаньдунский вариант Луншань», 2900/2400-2000/1900 до н.э.), быстро распространилась по всей его территории и к концу этого же тысячелетия проникла во все районы бассейна среднего течения Хуанхэ, повсюду сменяя собою яншаоские общности. Китай вступил в фазу процесса формирования государственности. В конце II тыс. до н.э. в регионе среднего течения Хуанхэ (пров. Хэнань) возникла общность Эрлитоу (1900-1600 до н.э.), которая обладала рядом признаков собственно государственного образования и в настоящее время отождествляется многими учеными (прежде всего китайскими) с легендарной династией Ся. Впоследствии эта общность сменилась государством Шан-Инь, датируемым в новейшем варианте хронологической периодизации истории Китая XVII—XI вв. до н.э. (1600—1046 до н.э.). В XI в. оно сменилось древним государством Чжоу (XI—III вв. до н.э.).

В новейших исследованиях все настойчивее звучит версия, согласно которой создатели одних региональных очаговых культур были потомками местных палеолитических гоминидов, а создатели других — это народности, попавшие на территорию Китая откуда-то извне, в ходе глобальных миграционных процессов, охвативших человечество в мезолите. Это означает, что духовная жизнь неолитического Китая исходно являлась гетерогенной и присутствовала возможность проникновения в нее самых разных религиозных заимствований.

Занятие рисоводством неизбежно должно было сказаться на состоянии многих местных хозяйственно-культурных реалий. Во-первых, рисоводство диктует иное, чем при пашенном земледелии, отношение к земле и, следовательно, обусловливает специфику аграрных верований. Во-вторых, оно нуждается в искусственном орошении и требует создания ирригационных систем, стимулируя тем самым развитие прикладных навыков и рациональных знаний. В-третьих, требует коллективного и четко организованного труда, создавая предпосылки для процесса социально-политической дифференциации общества и возникновения в нем управленческих и властных структур.

...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments