papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. II

Мифология. Религия

Изучение древнекитайской мифологии.

В Китае одним из первых к изучению древних мифов обратился основоположник современной китайской литературы писатель Лу Синь (1881-1936). В «Краткой истории китайской художественной прозы» (1923) он выделяет главу «Мифы и легенды», где ставит вопрос о происхождении мифов, о гибели первобытной мифологии китайцев, об источниках для изучения древней мифологии.

Представление о том, что в начале героями мифа были божества, не подтверждается данными современной науки.

Шэнь Янь-бин выделяет северные мифы (о потопе, о Гун-гуне, бодавшем гору Бучжоу, о Нюй-ва, починившей небо и создавшей людей, о войне Желтого государя с Чи-ю и т.п.), мифы центральных областей (в основном известные нам по творчеству Цюй Юаня и других поэтов царства Чу) и южные мифы, к которым автор относит цикл о Пань-гу, сложившийся у малых народов Южного Китая и затем постепенно распространившийся на север

Доказательства Гу Цзе-гана иногда весьма прямолинейны, он не всегда учитывает образность древнего мышления. Так, основываясь на сообщении «Книги гор и морей» о том, сколько тысяч ли пришлось исходить Юю во время борьбы с потопом, и зная из других источников, сколько лет боролся герой со стихией, он делает арифметический подсчет и приходит к выводу, что столь быстро могло двигаться лишь божество.

Однако как вопрос о распространении однотипных мифологических представлений в Восточной, Центральной, Северной Азии и Америке, так и типологическое сопоставление отдельных образов в отдельных мифологических системах не получили до сих пор достойного продолжения.

В «Разыскании о Фу-си», наиболее значительном своем исследовании, Вэнь И-до по-новому освещает многие вопросы китайской мифологии, показывая, что нельзя доверять лишь самым древним текстам, зачастую как раз не они дают нам представление о первоначальном облике мифа. Так, по древним записям, Фу-си и Нюй-ва вроде бы братья, в более поздних памятниках о них говорится как о брате и сестре, в еще более поздних — как о муже и жене. Материалы археологических раскопок, легенды об этих же персонажах, записанные у народов Юго-Западного Китая, и факты сравнительной этнографии — все это дало возможность Вэнь И-до реконструировать миф о Фу-си и Нюй-ва как повествование о брате и сестре, которые остались в живых после потопа, стали мужем и женой и дали продолжение человеческому роду.

В небольшом исследовании «Дракон и феникс» Вэнь И-до дает толкование образа феникса, доказывая, что если дракон был тотемом племен ся, то феникс был тотемом племен инь.

Мори Микисабуро полагает, что образованные слои древнекитайского общества способствовали забвению мифов в силу своей приверженности рационализму, и видит в этом одну из основных причин историзации мифов. Решая вопрос о том, почему китайские мифы не сложились в большую развитую систему и не оказались объединенными в эпической поэзии, исследователь говорит главным образом о двух факторах. Во-первых, об обширности территории Китая по сравнению с территориями других стран, например Греции, государств Северной Европы, где были созданы крупные мифологические эпосы. Во-вторых, Мори Микисабуро говорит о слабости «национального единства» китайцев в эпоху сложения мифов, видя в этом причину относительной бедности дошедшей до нас китайской мифологии.

Карлгрен провел историко-филологическое исследование древних текстов в связи с развитием культа предков и придерживался старой теории, считавшей героев мифов обожествленными реальными историческими персонажами

...

Карлгрен утверждает, что мифы в чистом, древнем виде существовали и записывались лишь в связи с их отношением к культу предков крупных родов эпохи Чжоу, так как этих персонажей многие знатные дома периода Чжоу считали своими предками. Когда же в конце III в. до н.э. началось разрушение старого социального строя, то культы предков больших домов потеряли свое практическое значение. Тогда память о героях мифов и сказаний оказалась отделенной от практики культа и был открыт путь для фантазии и «антикварных» спекуляций ханьских авторов.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments