papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. I

Философия

Янь Фу, Янь Ю-лин, Янь Цзи-дао, псевдоним последних лет — Юй-е Лао-жэнь (Старец, Изживающий Дикость). 08.01.1854, уезд Хоугуань, пров. Фуцзянь, — 27.10.1921, Фучжоу.

Старец, Изживающий Дикость...

Потрясенный сокрушительным поражением Китая в войне с Японией (1894—1895) Янь Фу решительно изменил жизненную позицию и активно включился в обществ, деятельность.

<....> объясняя возникновение пр-ва и аппарата подавления инициативой народа, нуждавшегося в защите, и «существованием зла»: «Правители и чиновники, наказания и войска появились после того, как возникла необходимость защищать народ. Народ стал нуждаться в защите потому, что были насилия, вымогательства и бедствия. Насилия же, вымогательства и бедствия объяснялись тем, что культура не распространялась и не все следовали добру. Т.о., правители существуют потому, что в Поднебесной существует зло; их появление отнюдь не было связано с возникновением в Поднебесной добра» («Пи Хань»). Отношения типа «государь—подданные» порождены суровой необходимостью и отличны от свободного развития Пути-дао, но потому они и не вечны.

«Поэтому ныне политика должна быть направлена на достижение трех гл. целей (дуань): развитие физич. сил народа, просветление его ума и обновление его морали» («Юань цян»). Поднять же моральное кач-во китайцев, по Янь Фу, могло лишь пробуждение любви к родине. На вопрос, как этого добиться, он отвечал: «Нужно учредить в столице парламент и повелеть по всей Поднебесной провести публичные выборы правителей уездов и областей» («Юань цян»).

Ужасаясь трагич. постреволюционным событиям, разрушавшим гуманную кит. цивилизацию, и кровавым кошмарам Первой мировой войны, дискредитировавшим зап. прогрессизм, Янь Фу в последние годы жизни впал в меланхолию, утратил интерес к «чтению некогда любимых книг по философии и истории и потерял вкус к обсуждению текущих событий», что также усугублялось многолетней астмой и длительным злоупотреблением опиумом.

Янь Юань, И-чжи, Хунь-жань, псевдоним Сы-гу-жэнь, прозвище Си-чжай. 27.04.1635, с. Люцунь пров. Чжили (совр. пров. Хэбэй), — 30.09.1704, с. Бэйянцунь уезда Бое (совр. пров. Хэбэй).

В противовес этому следует опираться на опыт обыденной жизни, ибо «Путь-дао не внеположен еде и питью, отношениям между мужчиной и женщиной», а познание и самоусовершенствование должны развиваться от «реального учения» (ши-сюэ) через «реальное практич. усвоение» (ши си) к «реальным действиям» (ши син; см. Чжи—син), ибо «эффект объяснений ограничен, а эффект практич. усвоения не имеет предела».

эффект объяснений ограничен...

Оборотной стороной установки на внеш. реализацию явилось акцентирование внутр. самоконтроля, выливавшееся даже в требование блокировки дурной мысли еще до ее появления в голове.

Мифология. Религия

Общий обзор

На могильных рельефах первых веков нашей эры в провинциях Шаньдун, Цзянсу, Сычуань Фу-си и Нюй-ва изображаются в виде пары сходных существ с туловищами человека и переплетенными хвостами змеи (дракона), что символизирует супружескую близость. Согласно мифам о Фу-си и Нюй-ва, зафиксированным в начале 60-х годов XX в. в изустном бытовании у китайцев Сычуани, они брат и сестра, спасшиеся от потопа и затем вступившие в брак, чтобы возродить погибшее человечество.

В письменных памятниках имеются лишь отрывочные упоминания о том, что Нюй-ва была сестрой Фу-си (со II в. н.э.), его женой она впервые названа лишь у поэта IX в. Лу Туна.

...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments