papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. I

Философия

Шэнь Бу-хай, Шэнь-цзы. Ок. 385 до н.э., столица царства Чжэн (к юго-вост. от совр. г. Синьяна пров. Хэнань), — ок. 337 до н.э.

Был канцлером при дворе правителя царства Хань. Выступая за управление посредством юридич. законов (фа [1]), определяющим считал такой его аспект, как шу [2] — «искусство/техника»: умение контролировать администр. аппарат. Суть «искусства/техники», по Шэнь Бу-хаю, в том, чтобы «на чиновничьи должности назначать по способностям, требовать от чиновника исполнения предписанных ему по должности обязанностей, держать в [своих] руках рукоять [его] жизни и смерти, изучать возможности чиновника».

Эр ди — «две истины», «двойственная истина».

...

По-видимому, восходит к идее раннего буддизма, согласно к-рой нек-рые высказывания Будды были рассчитаны на учеников, способных к непосредств. восприятию истины, другие же — на тех, кому следовало объяснять Дхарму (см. Фа [1], разд. 2) иносказательно.

...

Две истины включают: 1) относит, истину (санскр. самвритисатья, кит. су ди, ши ди — «условная, мирская истина»); 2) абс. истину (санскр. парамартха-сатья, кит. чжэнь ди, ди и и ди — «подлинная истина», «истина первого значения»). Относит, истина выражается посредством слов и письменных знаков, детерминирована законом причинно-зависимого возникновения (санскр. пратитья-самутпада, кит. юань ци), фиксирует реальность в застывших фрагментарных формах. Абс. истина соответствует нирваническому состоянию сознания, содержание к-рого не имеет субъектно-объектного различения и не может быть вербализовано.

Согласно трактату «Мула-мадхьямика-карики» («Чжун [гуань] лунь» — «Коренные строфы о срединном [видении]») Нагарджуны, «все будды опирались на две истины, чтобы проповедовать Дхарму всем рожденным: первую — условную, мирскую истину, вторую — истину первого значения. Если люди не смогут познать различия между двумя истинами, тогда при [помощи] глубокой буд. дхармы не познать смысла подлинной реальности. Если не опираться на условную истину, не достичь [истины] первого значения, без достижения [истины] первого значения не достичь нирваны» (гл. 24, строфы 8—10).

Мирская истина первого вида подразумевает, что дхармы существуют, «наличны» (ю [1]), подлинная же истина первого вида полагает дхармы не существующими, отсутствующими» (у [1]; см. Ю—у). Однако оба утверждения — и о существовании дхарм и об их несуществовании — приводят к возникновению «изъяна односторонности», в то время как истина должна лежать на «срединном пути» (санскр. мадхьяма-пратипад, кит. чжун дао), быть недвойственной.

В теории «трех видов двух истин» прослеживаются следующие закономерности: 1) то, что утверждается в относит, истине, отрицается в абс; 2) относит, и абс. истины предыдущего вида являются относит, истиной на новом этапе, а ее отрицание — абс. истиной.

Юй чжоу — «пространство—время», «Вселенная», «космос», «универсум».

Осн. совр. значение слова юй чжоу — «космос». Этимологически восходит к обозначению двух перпендикулярных балок в основании кровли.

...

У Чжуан-цзы (IV—III вв. до н.э.) толкования понятий юй и чжоу сопряжены с пониманием дао как пространственно-временной сущности. Словом юй им выражена пространств, беспредельность («[то, что] имеет реальность, но не пребывает в [конкретном] месте»), а чжоу — временная безграничность («[то, что] имеет протяженность, но не имеет корня и верхушки», т.е. конца и начала) («Чжуан-цзы», гл. 23).

...

В «канонич.» (цзин [1]; см. Цзин—вэй) части «Мо-цзы» (V—III вв. до н.э.) слово юй выступает обобщающим назв. пространства как «[совокупности] всех различных местоположений» (гл. «Цзин шан»).

В «Гуань-цзы» (IV—III вв. до н.э.) субстанциальная «заполненность» и упорядоченность универсума подчеркивается определением пространства и времени словосочетанием чжоу хэ («время и [пространств.] соединенность»), в к-ром иероглиф хэ [3] («соединение, совпадение») подразумевает «шесть соединений» (лю хэ) — формулу взаимной скоординированности превращений (хуа) мировых субстанций в пространстве («четыре стороны света, верх и низ»). Понятие чжоу хэ здесь определяется как некая «сеть», улавливающая Небо и Землю (см. Сань цай), к-рые, в свою очередь, являются «сетью» для «тьмы вещей» (вань у; см. У [3]).

взаимная скоординированность превращений...

Термин юй чжоу интегрировал смысловые оттенки синонимичных ему предшествовавших понятий. Он стал применяться в филос. контексте начиная с «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.), где юй [2] прямо определено как «четыре стороны света, верх и низ», а чжоу — как «минувшая древность и приходящая современность» (XI, 12). Там же юй чжоу соотнесено с идеей единотелесности Вселенной: Небо и Земля, а также юй чжоу сравниваются с «телом одного человека» (VII, 115).

Ю—у — «наличие/бытие» — «отсутствие/небытие». Антонимичная пара основополагающих категорий китайской философии, функционально аналогичная европ. оппозиции «бытие—небытие», но включающая в себя более узкие понятия — наличного и неналичного бытия. Этимологич. значения ю [1] — «правая рука, держащая мясо», у [1] — «танцор с перьями в руках», лексические — соответственно «иметь» и «не иметь», относящиеся к сфере обладания, а не бытия.

У Чжуан-цзы с помощью итерации этих терминов произведено различение уровней реальности: «Имеется имеющееся (ю ю). Имеется отсутствующее (ю у). Имеется еще не начавшее иметь отсутствие. Имеется еще не начавшее иметься в качестве еще не начавшего иметь отсутствие» («Чжуан-цзы», гл. 2). Использование кит. философами таких сочетаний, как «наличие наличия» (ю ю), «наличие отсутствия» (ю у), «отсутствие наличия» (у ю) и «отсутствие отсутствия» (у у), свидетельствует о том, что понятия ю [1] и у [1] не находятся друг с другом в отношении противоречия, подобно «бытию» и «небытию».

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments