papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. I

Философия

Шао Юн, Шао Яо-фу, Шао Кан-цзе, прозв. Ань-лэ сянь-шэн (Наставник Умиротворяющей Радости), Бай-юань сянь-шэн (Наставник из Байюаня), И-чуань вэн (Ичуаньский старец).

...

Шао Юн выделял четыре этапа историч. процесса, накладывающиеся на общую структуру каждого цикла. Смена этапов правления трех верховных правителей (хуан), пяти императоров (ди [1]), трех царей (ван [1])п пяти гегемонов (ба [1]), опирающихся соответственно на «недеяние» (у вэй), «добро» (шань [2]), «должную справедливость» (и [1]) и силу разума, связана с постепенной деградацией миропорядка

«Ши цзин» — «Канон стихов», «Канон поэзии», «Книга песен».

Произведения, вошедшие в «Ши цзин», согласно «Хань шу» (I в. н.э.) и др. древним источникам, собирались спец. чиновниками двора чжоуского вана — сын жэнь («путниками») или цю жэнь («глашатаями») и представлялись ко двору сановниками разных рангов. Они служили своего рода информацией с мест «о нравах народа» («Ли цзи», V—II вв. до н.э.) для принятия политич. решений («Го юй», V—III вв. до н.э.), совершенствования церемониальных установленний и ритуальной музыки. Корпус «Ши цзина» в основном сформировался предположительно в X—VI вв. до н.э.

В «песнях» разд. «Го фэн» отражены нравы и обычаи, мысли и чувства простого народа, превратности его жизни, социальные и этич. отношения, содержится критика роскоши и безнравственности господствующих классов.

«Шу цзин» — «Канон [исторических, документальных] писаний», «Книга истории/преданий/документов»; др. назв. — «Шан шу» («Почтенные писания»).

Историзованный материал охватывает период примерно с XXIV по VIII в. до н.э.

В гл. «Хун фань» установлена иерархия «восьми гос. дел» (ба чжэн), ставшая канонич. для последующей конф. мысли: продовольствие; товары (торговля); жертвоприношения; обществ, работы; культовая практика и просвещение; юридич. сфера («суд и наказания»); дипломатия («правила приема гос. гостей»); военное дело. Гл. «моральные качества» («три добродетели» — сань дэ; см. Дэ [1]) правителя сводятся к «[умению делать вещи] правильными и прямыми» в обстановке «мира и спокойствия»; «[умению] быть твердым» с непокорными и умению быть «мягким» с покорными подданными, а также «знатными и просвещенными»

Шэн [1] — «совершенномудрый», «великомудрый», «(совершенная) мудрость/святость», «совершенномудрие».

Начертание иероглифа шэн [1] несет смысл почвенной укорененности (вариант — царственности) и коммуникации с миром, прежде всего с горними сферами (верхние графемы «ухо» и «рот»).

Так, в девятеричной классификации личностей «Канона Великого равновесия» («Тай пин цзин») ниже всех — «рабы», ступенью выше — «народ», еще выше — «добрые люди», потом — «мудрецы» и только потом — «совершенномудрые», выше них — «люди дао», «бессмертные» (сянь; см. Сянь-сюэ), «истинные люди» (чжэнъ жэнь; см. Чжэнь [1]) с «людьми-духами», или «святыми» (шэнъ жэнь; см. Шэнь [1]), на вершине.

...

Шэнь [1] — «дух» («духи», «душа», «одухотворенность», «духовность», «разум», «святость», «непостижимое», «чудесное»).

В «Дао дэ цзине», каноне даосизма, дао служит метафорой бессмертного «духа ложбины» (гу шэнь) (§ 6). Этот образ подразумевает исхождение дао из таинственных онтологич. глубин и его функцию «одухотворения» сущего; но если Поднебесная гармонизирована (в ней «царит дао»), то «нави в ней не одухотворены» (бу шэнь) (§ 60).

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments