papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. I

Философия

Чэн Хао, Чэн Бо-чунь, Чэн Мин-дао, Мин-дао сянь-шэн («Наставник Освещаю-

щий Путь / Высветляющий дао»). 1032, Хэнань (совр. Лоян пров. Хэнань), —

07.07.1085, Хэнань (совр. Лоян пров. Хэнань)

«[Я] сам есть лучшая мера [всего]», ибо при «обращении [к собств.] сердцу» (чжуань синь) устраняется двойственность восприятия мира как якобы членимого на «внутр.» и «внеш.».

Чэн Чжун-ин / Cheng Chung-ying. 29.09.1935, Нанкин.

...

Чэн Чжун-ин усматривает специфику философии в близком взаимодействии и «взаимной направленности» знания и ценностей, тогда как наука, по его мнению, отдает приоритет знанию, а религия — ценностям. Различие философий Запада и Китая есть различие между соответственно филос. традицией, ориентированной на ценности аналитич. и гносеологич. свойства, и традицией, нацеленной на установление ценностей с т. зр. целого.

Идущая от Парменида филос. метафизика была онтологич., тогда как идущая от «Чжоу и» и Лао-цзы традиция метафизики ориентирована на поиск космологич. становления как процесса. Объединение этих традиций дало бы совершенно новое понимание метафизики — как описания мира в понятиях не только замкнутой системы, но и в категориях становления, движения и развития открытой системы.

Чэнь Цюань. Чэнь Да-шу, Чэнь Тао-хай. 1903, Фушунь пров. Сычуань, — 02.1969, Нанкин.

...

В центре внимания Чэнь Цюаня были идеи Ницше, Шопенгауэра, Шиллера, Гёте. Разделяя волюнтаристские течения в нем. мысли, ставил в основу развития человеч. об-ва «неистребимую волю» и выражающих ее героев. Воля стоит выше разума — она «надформенна» (син эр шан), это «вещь-в-себе», изнач. основа, тогда как разум «подформен» (син эр ся; см. Син [2]), феноменален и дает лишь внеш. оформление вещей. В поклонении герою, воплощающему в себе все лучшее и прекрасное, об-во пробуждается для борьбы и сплачивается — это не имеет ничего общего с корыстным пресмыкательством перед вождями. В древности история Китая строилась вокруг героев, но последующее разложение классов «служилых — сановников» (ши да фу) вместе с безудержной проповедью индивидуализма под лозунгами «науки» и «демократии» научили китайцев либо цинизму, либо поклонению самим себе, что повергло об-во в хаос.

«Шан цзюнь шу» — «Книга правителя [области] Шан», др. назв. — «Шан цзюнь» («[Книга] правителя [области] Шан»), «Шан-цзы» («[Трактат] Учителя Шан [Яна]»).

...

Философско-политич. трактат легистской школы (см. Легизм), отражающий воззрения Гунсунь Яна (Шан Ян, IV в. до н.э.), правителя обл. Шан.

Повышение торговых пошлин, согласно Шан Яну, должно ограничить развитие торговли и число купцов, что приведет к уменьшению оттока работников из сельского хоз-ва, остановит разорение земледельцев (гл. 2). В то же время торговля, хотя и под должным контролем, необходима: «Земледелие, торговля и управление — три основы [жизни] гос-ва» (гл. 20). Предложенная Шан Яном идея гос. монополии на разработку естеств. богатств, призванная укрепить могущество царствующего дома, ограничить экономич. активность населения вне сферы сельского хоз-ва, была впоследствии реализована в империях Цинь и Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.)

Конф. (см. Конфуцианство) концепцию «гуманного правления» (жэнь чжэн) Шан Ян полагал нереальной: «Гуманный (жэнь [2]) может быть гуманным к другим людям, но он не может заставить людей быть гуманными» (гл. 18).

Его осн. требование к «совершенномудрому» (шэн [1]) правителю — умение заставить народ заниматься земледелием и «помышлять о войне».

Важное средство усиления гос. контроля над народом Шан Ян усматривал в ограничении образования: «Если люди глупы, их легко принудить к тяжкому труду, а если умны, то принудить трудно» (гл. 6).

Шао Юн, Шао Яо-фу, Шао Кан-цзе, прозв. Ань-лэ сянь-шэн (Наставник Умиротворяющей Радости), Бай-юань сянь-шэн (Наставник из Байюаня), И-чуань вэн (Ичуаньский старец). 1011, Фаньян (совр. уезд Чжосянь пров. Хэбэй) или Гунчэн (совр. уезд Хуйсянь пров. Хэнань), — 1077, Хэнчжан (совр. Цюйчжоу и Фэйсян пров. Хэбэй).

По Шао Юну, единый, неподвижный «Великий предел» лежит в основе космогенеза. Все, начиная от «двух образцов» (лян и) — дуальных космических сил инь—ян, «духа» (шэнь [1]), «чисел» (шу [1]), «слов» (янь [2]), «смыслов» (и [3]) и кончая «тьмой вещей» (вань у; см. У [3]), возникает в результате его последовательного разделения. Процесс космогенеза и являющееся его проекцией мироздание состоят из двух «небесных» (тянь [1]) сфер — «прежденебесного» (сянь тянь) и «посленебесного» (хоу тянь). Эти два этапа космогенеза Шао Юн отождествил соответственно с двумя последовательностями расположения триграмм (гуа [2]) — «прежденебесным» (т.н. порядок Фу-си) и «посленебесным» (порядок Вэнь-вана). Сфера «посленебесного», совпадающая со сферой «пореформенного» («подформенного», син эр ся; см. Син [2]), возникает с установлением «телесности» (ти [1]; см. Ти-юн). Различие этих сфер также определяет состояние сил инь—ян: на «прежденебесном» этапе они находятся в нерасторжимой гармонии, на «посленебееном» — разделяются. Грань между сферами, переход от «бестелесного» к «телесному» Шао Юн называет «беспредельным», «отсутствием предела» (у цзи) или «пределом наличия/бытия (ю [1]) и отсутствия/небытия (у [1])» (см. Ю-у).

Дао наделяет вещи «предопределением» (мин [1]), проявляющимся в них как структурообразующий «принцип» (ли [1]) и «[индивид.] природа» (син [1]). Берущий начало в тай цзи — источнике метаморфоз вселенной — «дух» (шэнь [1]), являющийся их движущей силой, объединяет человека и все сущее. Осн. отличие человека от «десяти тысяч вещей» (вань у) — в том, что он способен постигать их дао.

...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments