papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. I

Философия

Чжу Си, Чжу Юань-хуй, ЧжуЧжун-хуй, ЧжуХуй-ань. 18.10.1130, Юси (Юци) пров. Фуцзянь, — 23.04.1200, Каотин пров. Фуцзянь.

Происходил из семьи ученого-чиновника, с детства обнаружил незаурядные способности, начал получать классич. образование в четыре года и в необычно раннем возрасте (18 лет) получил высшую ученую степень цзинь ши, дававшую право занять руководящую администр. должность. Трехлетней службой в управе уезда Тунъань (на юге пров. Фуцзянь) он в 26 лет заслужил такое уважение населения, что ему был сооружен алтарь в местной школе.

Чжу Си был чрезвычайно плодовитым автором. Он написал около 80 произведений, его сохранившееся эпистолярное наследие включает в себя ок. 2 тыс. писем, а запись его диалогов, состоящая из 140 глав, является самой обширной в китайской лит-ре.

Чжэн Гуань-ин, Чжэн Гуань-ин (отличается написанием иероглифа гуань в имени Гуань-ин), Чжэн Чжэн-сян, Чжэн Тао-чжай, прозв. Ци-ю-шэн («Господин, ожидающий падения неба на землю»), Му-юн шань-жэнь («Отшельник, приверженный согласию»), Чжи-хэ (Дай-хэ) шань-жэнь («Отшельник, обращенный к бессмертным»). 1842, уезд Сяншань (совр. Чжуншань) пров. Гуандун, — 1922, Макао.

Необходимость учреждения парламента Чжэн Гуань-ин стал обосновывать первым среди кит. реформаторов, посвятив этой проблеме спец. главу «Парламент» в «Шэн ши вэй янь», где писал, что «без парламента между правителем и народом существует много преград, из-за к-рых воля первого и желания второго получают превратное направление, власть дробится и мощь ослабевает, и хотя [гос-во] входит в систему гос-в, связанных международным правом, его справедливые [действия] не считаются справедливыми, законные [действия] не считаются законными и оно подвергается всеобщим нападкам». Поэтому изучение политико-правовых законов — вторая по значимости задача после изучения канонич. лит-ры. Третья задача — изучение «стратагем» как принципов человеч.

поведения, четвертая — изучение медицины.

Чжэн мин — «выправление имен», «исправление имен», «правильное [употребление] имен».

...

У Конфуция идея чжэн мин подразумевала обязательность соответствия действительного положения и поведения индивидуума его этико-ритуальному статусу в интересах упорядочения об-ва: «Правитель [должен быть] правителем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном» («Лунь юй», XII, 11); «Когда имена неправильны, суждения несоответственны; когда суждения несоответственны, дела не исполняются» (XIII, 3).

Представитель «школы имен» (мин-цзя) Гунсунь Лун интерпретировал проблему чжэн мин в логико-семантич. русле, в свете проблемы соотношения «имен» (мин [2]) и «реалий» (ши [2]): самостоятельность «имени» и в то же время его связь с единичной конкретной «реалией» обусловливает неизбежное изменение как «имени» при изменении «реалии», так и «реалии» при перемене «имени» («Гунсунь Лун-цзы», гл. «Мин ши лунь» — «Об именах и реалиях»).

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments