papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. I

Философия

Чжуан-цзы («Учитель Чжуан»), Чжуан (Янь) Чжоу, Цзы-сю, Нань-хуа. Ок. 369 — ок. 286. Один из крупнейших кит. философов, второй после Лао-цзы основоположник даосизма, чьим именем назван выдающийся памятник древнекит. философии и лит-ры.

Теоретич. стержнем «Чжуан-цзы» является учение о Пути-дао, к-рый представлен «обладающим свойствами (цин [2]; см. Син [1]) и достоверностью (синь [2]), но лишенным деятельности (вэй [1]) и телесной формы (син [2]), допускающим (кэ [1]) передачу (чуань), но не получение, допускающим достижение (дэ [2]), но не узрение, основанным (бэнь) на себе, укорененном (гэнь [1]) в себе, прочно (гу [3]) сохраняющимся (цунь [1]) с такой древности (гу [2]), когда еще не было неба и земли» (гл. 6).

«Принципы» (ли [1]) суть структурные характеристики всех объектов и явлений мироздания, обусловливающие их качественную специфику: «Вся тьма вещей различается принципами» (гл. 25) и «когда вещь завершена (чэн [2]) и [ее] жизнь (шэн [2]) [обрела] принцип — это называется телесной формой» (гл. 12). Однако «принципы» не поддаются простому чувственному восприятию, их «нельзя узреть» (бу кэ ду) (гл. 25), но можно выявить с помощью специальной аналитич. процедуры «раскалывания» (си [4]) (гл. 33).

.

При этом гносеология в «Чжуан-цзы» играет роль служанки антропологии: «Если имеется истинный человек (чжэнь жэнь), то потом имеется и истинное знание» (чжэнь чжи)» (гл. 6), а благородный муж (цзюнь цзы) «полагает должную справедливость (и [1]) в качестве принципа» и овладевает «мастерством Пути-дао» (дао шу) (гл. 33), потому что «должная справедливость — это отсутствие не соответствующего принципам в Пути-дао» (гл. 6). В целом это означает постигаемость Пути-дао лишь его носителем (дао чжэ), достигшим (дэ дао) и осуществляющим Путь-дао (чжи дао) (гл. 12, 28), что отвечает древнему постулату: подобное познается подобным.

...

Предельное всемогущество Пути-дао проявляется в естественном детерминизме благодати (дэ [1]): «Знать, что тут ничего не поделаешь, и спокойно принимать это как предопределение (мин [1]) есть предел (чжи [12]) благодати» (гл. 4).

Напротив, использование усовершенствованных («механических» — цзи [1]) орудий труда объявляется источником «механич. дел» и в результате — «механич. сердца» (цзи синь), эгоистич. хитроумия, к-рое приводит к «неустойчивости духовной жизни», противоречащей Пути-дао (гл. 6, 7

Чжун дао (санскр. мадхьяма-пратипад) — «срединный путь (дао)».

«Четыре середины» содержат: 1) «середину противопоставления противоположностей» (дуй пянь чжун); 2) «середину устранения противоположностей» (цзинь пянь чжун); 3) «середину уничтожения пребывания [в противоположностях и середине]» (цзюэ дай чжун); 4) «середину установления условного» (чэн цзя чжун). «Середина противопоставления противоположностей» означает существование таких противоположностей, как хинаяна и махаяна, учение об абс. смертности субъекта (дуань цзянь) и учение о бессмертии (чан цзянь). «Срединный путь» пролегает между ними. «Середина устранения противоположностей» означает, что для достижения «срединного пути» необходимо устранить эти противоположности: пока они есть, нет «срединного пути». Он обретается только с достижением понимания того, что существует «срединный путь» между представлениями о смертности и бессмертии субъекта: субъект и смертен, и бессмертен, и не является ни тем ни другим. «Середина уничтожения пребывания» возникает тогда, когда устранены все изъяны противоположностей. Но если отсутствуют противоположности, то невозможно установить и «срединный путь». Эта концепция недоступна пониманию большинства людей. Поэтому в своих проповедях будды и бодхисаттвы вынуждены прибегать к «середине установления условного», к-рая трактуется след. образом: «наличие/бытие» (ю [1]) и «отсутствие/небытие» (у [1]) (см. Ю—у) в действительности являются «условными именами» (цзя мин). «Срединный путь» пролегает между отрицанием «наличия/бытия» и отрицанием «отсутствия/небытия». Однако, чтобы объяснить буд. Дхарму, наставники вынуждены прибегать к «условным именам».

Чжун шу — «преданность/верность/честность» и «взаимность/великодушие/отзывчивость».

Согласно комментарию Чжу Си (XII в.) к «Лунь юю» (IV, 15), «преданность» есть «исчерпание себя» (цзинь цзи) — максимальная самореализация в своем отношении к людям, тогда как «отзывчивость» — «распространение себя» (т.е. отношения к себе) на другого человека.

«Чжун юн» — «[Учение] о срединном и неизменном [Пути]», «Срединное и неизменное», «Учение о середине».

Согласно «Чжун юну», со смертью человека гибнет и его искусство управлять. Поэтому всякое совершенствование в сфере управления должно начинаться с самосовершенствования.

...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments