papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Category:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. I

Философия

Чжи—син — «знание—действие».

Терминологич. оппозиция, выражающая соотношение двух специфич. категорий кит. философии: чжи [2] — «[действенное] знание» («сознание, познание, разумность, мудрость, понимание, видение») и син [3] — «[сознательное] действие» («деятельность, активность, поступок; осуществлять, идти»),

Понятие вэй [1] является родовым для ши [3] и син [3]. Определение обоих терминов, аналогичные трактовки к-рых представлены в «Лунь юе», «Цзо чжуани», «Гуань-цзы», «Мэн-цзы» (см. Мэн-цзы) и др. памятниках V—III вв. до н.э., дано у Сюнь-цзы (IV—III вв. до н.э.): «Действовать (вэй [1]), сверяясь с пользой/выгодой, — это называется делом (ши [3]); действовать, сверяясь с должной справедливостью, — это называется действием (син [3])».

Легисты (см. Легизм) противопоставили конф. трактовке син [3] сопряженность этого понятия с «пользой/выгодой»: «Если, действуя (син [3]), [люди] не обогащаются, то рождаются смуты» («Шан цзюнь шу», IV—III вв. до н.э.).

Нормативную формулу их соотношения дал Чжу Си: «Если говорить о предшествующем и последующем, то знание — это предшествующее. Если говорить о малозначительном и важном, то действие — это важное».

Ван Фу-чжи (XVII в.), назвав положение «Шу цзина» «неизменными словами вновь возникавших совершенномудрых» и усилив его критику, отверг первичность «знания» по отношению к «действию», отметив в последнем наличие «движущей силы стремления к знанию»; и хотя «знание и действие помогают друг другу в применении» (юн [2]; см. Ти—юн), «действие может охватывать знание, но знание не может охватывать действие», т. е. практич. «действие» как обусловливает «знание» («познание»), так и воплощает его в себе

неизменные слова вновь возникающих совершенномудрых...

Тань Сы-тун (XIX в.), напротив, сформулировал тезис о приоритетности «знания»: «Я ценю знание и не ценю действие; знание — это дело духовных (лин [1]) горних душ-xyнь, действие — это дело телесных (ти [1]) дольних душ-по», — и подтвердил мысль Ван Тин-сяна: «Истинное знание не может не быть действенным».

Сунь Ят-сен выделил три формы соотношения «знания» и «действия», реализовавшиеся на трех этапах развития человечества: «не знать и действовать» — период движения к цивилизации; «действовать и затем знать» — период зарождения цивилизации и ее первонач. развития; «знать и затем действовать» — период, начавшийся после науч. открытий.

«Чжоу и» — наиболее авторитетное и оригинальное произведение кит. канонич. и филос. лит-ры, стоящее во главе как «Тринадцатиканония» («Ши сань цзин»), так и «Пятиканония» («У цзин» [2]), оказавшее фундаментальное нормативное воздействие на всю культуру традиц. Китая, стран Дальнего Востока и Юго-Вост. Азии.

...

Каждый из двух иероглифов, составляющих название «Чжоу и», может быть понят по крайней мере трояко.

...

Постепенная смена целых (ян [1]) и прерванных (инь [1]) черт гуа [2] в последовательности Фу-си подчинена той же закономерности, что и смена знаков 1 и 0 в обозначении натурального ряда чисел в двоичной арифметике, лежащей в основе всех совр. компьютерных программ. Создатель двоичной арифметики Лейбниц был знаком с системой «Чжоу и» благодаря переписке с франц. иезуитом-миссионером Ж. Буве и усматривал в ней свидетельство Божьего промысла, осуществившегося в Китае на несколько тысячелетий раньше, чем в Европе.

...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments