papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. I

Философия

Ци [2] — «орудие», «орудийный предмет», «конкретное явление», «способность».

...

Ориг. категория классич. кит. философии, совмещающая идеи орудийности и предметности. Термин ци [2] первоначально обозначал ритуальные сосуды и ремесленные орудия, поэтому с ним связаны идеи специализации и полезности (ли [3]), в частности культовой утилитарности («Лунь юй», «Си цы чжуань» — см. «Чжоу и»; «Дао дэ цзин»; Мэн-цзы).

В качестве ци [2] сосуда — способность вмещать в себя, т.е. ци [2] представляется «орудием» дао.

Оспаривавший эту позицию Ван Фу-чжи (XVII в.) настаивал на первичности ци [2], для к-рого дао является «упорядочивающим» (чжи [6]) началом и «единотелесным» (и син) атрибутом: «Поднебесная — это только ци [2], и всё. Дао есть присущее ци [2] дао. А о ци [2] нельзя сказать, что оно присуще дао».

...

Дай Чжэнь (XVIII в.), продолжив трактовать категорию «надформенное» как «еще не сформировавшееся, не обретшее телесную форму», а «подформенное» — как «сформировавшееся, обретшее телесную форму», придал оппозиции дао — ци [2] значение двух фазовых состояний единого общемирового целого.

Цин тань — «чистые беседы».

...

Течение филос. и обществ, мысли Китая III—V вв. и связанная с ним форма филос. дискуссии.

Даос, понятие «отшельничество» (инь [3]), означавшее полный отказ от мирских обязанностей, Дэн Цань интерпретировал как внутр. чувство и принцип духовной жизни: «Жить отшельником — значит следовать дао. И при дворе можно быть отшельником. Отшельничество прежде всего во мне, а не в вещах».

Цянь Дэ-хун, Цянь Куань, Цянь Хун-фу, прозв. Сюй-шань. 02.01.1497, Юйяо (совр. пров. Чжэцзян), — 10.11.1574.

...

В 1522 получил среднюю ученую степень цзюй жэнь, в 1532 — высшую цзинь ши, был надзирателем в Гос. училище (Гоцзы цзянь), занимал руководящий пост в ведомстве юстиции, в 1541—1543, пребывая в тюрьме за рекомендацию казнить имп. фаворита, изучал «Чжоу и».

Согласно Цянь Дэ-хуну, добро и зло не только присутствуют на трех производных уровнях человеч. психики («движение помыслов», «благосмыслие», «выверение вещей» — гэ у), но и «после длительного воспитания, перенятия обычаев» могут обнаружиться на исходном уровне — «сущности сердца» (синь чжи ти), где они изначально отсутствуют. Отсюда он делал этико-праксиологич. вывод о необходимости тотальной и непрестанной работы по духовно-нравств. самосовершенствованию.

...

Цянь My. 1895, Уси пров. Цзянсу, — 1990.

...

Полагал, что историч. наука должна овладевать знанием о зарождении и развитии изнач. и вечных ценностей нац. культуры, поэтому в ее функции входит воздействие на будущее: она может помочь в преодолении обнаружившихся в новое время слабостей и противоречий кит. культуры.

Чжан Бин-линь. Чжан Тай-янь. 1869, пос. Цанцяньжэнь, уезд Юйхан пров. Чжэцзян, — 1936, Сучжоу

Грядущий период развития человечества — «пять исчезновений» — он разделил на три этапа. На первом должны исчезнуть «правительства», т.е. любая власть, затем «совместные поселения» и семья, что исключит ссоры и насилие. На втором исчезнет человечество — личности избавятся от собств. «я» и сольются с истиной нирваны (непань); потом уйдет все живое, из к-рого мог бы возродиться человек с его горестями и страданиями. На третьем этапе исчезнет сама Вселенная и воцарится алайе ши — высшее сознание (см. Ба ши), источник и конец всего сущего.

...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments