papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. I

Философия

Цзинь Юэ-линь. 07.1895, Чанша пров. Хунань, — 10.1984, Пекин.

...

Посредством категории дао Цзинь Юэ-линь вводит метафизич. понятия «форма» (ши [14]) и «возможность» (нэн): «Дао есть форма-возможность». «Возможность» делает каждый конкр. предмет этим конкр. предметом, в категориальном плане она подобна понятию «пневма» (ци [1]) в интерпретации неоконфуцианства XI—XVT вв. или «принципу/закону» (ли [1]) в совр. метафизич. системе «нового учения о принципе/законе» (синь ли-сюэ) Фэн Ю-ланя, а также «материи» Аристотеля. Атрибуты, еще не реализовавшиеся в мире, содержит в себе «форма», существующая в неразрывном единстве с «возможностью».

...

«Данность» образует единство содержания познания и его объекта, представления и внеш. предмета или его части.

...

Различные типы познающих субъектов образуют из «данности» свои специфич. миры, не совпадающие друг с другом. Возможность интерсубъектной коммуникации он объяснял, вводя в свои построения метафизич. сущности ли [1], образующие неизменяющиеся «связки» между различ. видениями общего. Поскольку идеи и понятия, выражающие эти связки, обладают абстрактным и всеобщим характером, они присущи всем типам познающих субъектов.

Цзися академия, или «Дворец наук (ученый двор) у [зап. ворот] Цзи» (Цзися сюэ гун), — древнейшая в Китае научно-филос. академия, созданная правителями гос-ва Ци и действовавшая более столетия (возможно, до 150 лет) со 2-й четверти IV в. до н.э. в Линьцзы, столице гос-ва Ци (совр. г. Цзыбо пров. Шаньдун). Назв. академии связано с ее местоположением в городе, ставшем в то время крупнейшим урбанистич. центром с населением до 300 тыс. чел.

Цзы жань — «естественность».

...

В «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.) цзы жань выражает даос, идеал управления и социального поведения: «дела Поднебесной» не подлежат произвольному упорядочению и могут быть улажены лишь при условии «следования их естественности».

Цзымэн-сюэпай — «школа Цзы [Сы] — Мэн[-цзы]». Одна из восьми филос. школ, на к-рые, согласно свидетельству памятника «Хань Фэй-цзы», разделилось раннее конфуцианство после смерти Конфуция.

Др. путем к постижению чэн [ 1] учение Цзы Сы — Мэн-цзы считало познание. Его процесс подразделен на пять этапов: всестороннее изучение; выяснение неясного у других (знающих); тщательное размышление; определение (суждение); реализация познанного. Представления о пяти ступенях познания развивали лапидарные указания Конфуция на то, что «учение без размышления бесплодно», а «размышления без учения» бесполезны.

Цзы Чань, Гунсунь Цяо, Гунсунь Чэн. 580? —522 до н.э. Первый советник правителя царства Чжэн, легист-практик

...

Цзы Чаню приписывается высказывание, отразившее легистский утилитаризм и впоследствии часто фигурировавшее в произв. мыслителей, симпатизировавших нек-рым доктринам легизма: «Путь Неба (небесное дао) далек, а путь человека (человеческое дао) близок и не является его продолжением».

до бога высоко, а до царя далеко...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments