papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. I

Философия

Хунь дунь (хунь лунь, хунь мин) — «хаос».

...

В семантике этимологически неясного слова многое указывает на изначальный («водный») хаос, предшествующий в раннекит. мифологич. нарративах появлению всякой пространственно-временной определенности в виде сторон света, времен года и т. д.

...

По описаниям различных источников, появление в изначально неориентированном «хаотич.» континууме «верха и низа» и поэтапное усложнение в ходе космогонич. процесса пространственно-временных структур ведет к становлению (развертыванию) полноценного «космоса», к-рый, в свою очередь, обозначается термином юй чжоу, что значит «четыре стороны света, зенит и надир» (юй [2]) и «прошлое, настоящее, будущее» (чжоу [1]).

Только хунь дунь в нарративе приписывается способность обладать изначальной цельностью (нерасчлененностью), утрата к-рой ведет к более или менее отдаленной смерти-уничтожению, и только отождествление с ним может обеспечить индивиду сохранение или восстановление (как в случае даос, «макробиотических» искусств «вскармливания жизни»; см. Сянь-сюэ) искомой цельности, т.е. совершенного здоровья, обеспечить долголетие и даже телесное бессмертие (в «алхимич.» практиках)

ну да ну да... пока ничего не знаешь, можешь знать что угодно...

Хэ [1] — «гармония». Категория кит. философии, в общем смысле близкая к зап. понятию «гомеостаз».

По Конфуцию, «благородные мужи» (цзюнь цзы) в отличие от «ничтожных людей» (сяо жэнь) «пребывают в гармонии, но не объединены в группировки (тун [1])» («Лунь юй», XIII, 23).

Хэ Синь-инь, настоящее имя Лян Жу-юань, прозвище Фу-шань. 1517, Юнфэн (совр. пров. Цзянси), — 1579, Учан.

В 1546 он блестяще сдал гос. экзамен на вторую ученую степень цзюй жэнь, но из-за критич. отношения к разлагавшейся власти отказался от открывшегося пути к служебной карьере. Под влиянием янминиста-эгалитариста Ван Цзюня присоединившись к Тайчжоуской школе, Лян Жу-юань попытался провести в жизнь ее идеи по модели «Великого учения» («Да сюэ») от семьи — к гос-ву и в 1553 организовал в своем клане своеобразную коммуну «Зал единения в гармонии» (цзюй хэ тан; см. Хэ [1]), где решались вопросы, связанные с образованием, свадебными, похоронными и пр. ритуалами, выплатой налогов, обществ, работами, вспомоществованием старым и бедным. Все молодые, не состоящие в браке, члены клана жили, питались и учились вместе и одинаково. Такая клановая централизация выплаты налогов лишала коррупционных возможностей местную бюрократию и вызывала с ее стороны противодействие. В результате разгоревшегося конфликта с применением войск в 1559 социальный эксперимент был насильственно прекращен, а его руководитель взят под стражу.

Цзи [1] — «перводвигатель», «пружина», «движущая сила»; «механизм», «механический»; «организм»; «[жизненное] начало», «источник энергии», «импульс»; «хитроумный», «махинаторский»; «удобный случай».

...

Одна из самых специфич. категорий кит. философии. Конкр. значения цзи [1] — «крючок арбалета»; «западня»; «спускать стрелу с крючка»; «ткацкий станок». В семантике иероглифа цзи [1] (элементы «дерево» и «зародыш, исток, край») традиционно противопоставляемые на Западе понятия «механизм» и «организм» объединяются через общий признак самодвижения, двигательного импульса, исходящего изнутри (см. Дун—цзин).

Сердце, движимое искусностью человека, — коварно, движимое «небесным естеством» — благостно. Понятие «небесной пружины» (тянъ цзи), см. Тянь [1]) как «движущей силы естества», ставшее канонич. для даосизма (см. «Тянь цзи цзин» — «Канон небесной пружины»), было введено в «Чжуан-цзы» (IV—III вв. до н.э.), где таковое противопоставляется чувств, восприятию и чувственности (ши юй): чем они глубже, тем «поверхностнее небесная пружина».

Напротив, использование усовершенствованных («механич.» — цзи [1]) орудий труда объявляется источником «механич. дел» и в результате — «механич. сердца» (цзи синь; см. Синь [1]), эгоистич. хитроумия, к-рое приводит к «неустойчивости духовной жизни», противоречащей дао.

В «Ле-цзы» дано общее определение онтологич. статуса цзи [1]: «Человек в конце концов уходит в перводвигатель. Все десять тысяч вещей исходят из перводвигателя и уходят в него». В основополагающем каноне средневек., т.н. религ. даосизма «Инь фу цзин» («Канон сокровенных свидетельств», I—II вв.), к-рый оказал существ, влияние на неоконфуцианство, прямая антропология, дефиниция: «Человеч. сердце — это перводвигатель» — сочетается с идеей всеобщей взаимозависимости внутри универсума, выраженной метафорой «ограбления» Небом и Землей всех вещей, всеми вещами — человека, а человеком — всех вещей (у [3]). Подобную взаимосвязь «трех грабителей» определяет невидимый и непостижимый для большинства людей «перводвигатель» (цзи [1]); «высший человек» благодаря ему получает возможность «усилить свое тело», а «посредственного человека», пытающегося овладеть им, ждет гибель.

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments