papalagi (papalagi) wrote,
papalagi
papalagi

Categories:

Институт Дальнего Востока РАН Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 6 т. т. I

Философия

Хань Юй, Хань Туй-чжи, Хань Чан-ли. 768, Хэян (зап. часть совр. уезда Мэнсянь пров. Хэнань), — 824.

Жэнь [2] он определял как «любовь ко всем», и [1] — как действия, соответствующие жэнь [2]. В противовес учению «Дао дэ цзина» о том, что «человечность» и «долг/справедливость» появляются лишь при деградации миропорядка — ухода из Поднебесной дао и дэ [1], Хань Юй заявлял, что дао и дэ [1] возможны лишь при обретении жэнь [2] и и [1]. Конф. понимание категорий дао и дэ [ 1] как включающих в себя «человечность» и «долг/справедливость» Хань Юй называл «общим для Поднебесной», тогда как толкование Лао-цзы полагал исключением. Возможность появления различных трактовок дао и дэ [1] он объяснял тем, что эти категории суть «пустые позиции» (сюй вэй), принимающие различные значения в зависимости от интерпретации.

Прекращение передачи дао после III в. до н.э. Хань Юй связывал с пагубным процессом распространения буддизма и даосизма

Ссылаясь на «Да сюэ» («Великое учение», одна из глав канона «Ли цзи» — «Записки о благопристойности»), Хань Юй подчеркивал, что в традиции «совершенномудрых» результатом самосовершенствования являются не пренебрежение гос-вом и вызов обществ, устоям, как в буддизме, а «порядок в семье» и «спокойствие Поднебесной».

Полагая вслед за Сюнь-цзы, что чувства возникают от соприкосновения с вещами, Хань Юй выделял семь их видов — радость, гнев, печаль, страх, любовь, отвращение, желание — и соотносил их с категориями человеч. «природы». В высшей категории чувства уравновешены; в средней категории они могут быть сильнее или слабее, чем необходимо; в низшей категории чувства или чрезмерно сильны, или слабы.

«Хуайнань-цзы», «[Трактат] Учителя из Хуайнани», др. назв. «Хун ле» («Великое просветление») и «Хуайнань хун ле» («Великое просветление из Хуайнани»).

Появление «Хуайнань-цзы» на свет можно датировать двадцатилетием в сер. II в. до н.э.

...

Памятник отличается характерной для даосизма беллетризированностью: так, использованный здесь термин юй чжоу («пространство и время», «космос», «вселенная»; см. Тянь [1]) в др. месте употреблен в своем этимология, значении «продольные и поперечные кровельные балки» (гл. 6). Подобная стилистика позволяет естеств. образом антропологизировать онтологию: «Небо и Земля, пространство и время — это телесная личность (шэнь [2]) одного человека» (гл. 8), — и развивать своеобразный субъективно-натуралистич. персонализм: «Главное в Поднебесной заключено не в ином, а во мне, не в других людях, а в моей телесной личности. Когда [моя] телесная личность довлеет себе (шэнь дэ), вся тьма вещей обретает полноту.. Поднебесная есть то, что я имею, а я есть то, что имеет Поднебесная. Разве есть зазор между Поднебесной и мною?.. Если [я] самодовлею (цзы дэ), то Поднебесная также довлеет мне (дэ во). Мы с Поднебесной довлеем друг другу (сян дэ)... Самодовлеть — значит делать всеобъемлющей свою телесную личность» (гл. 1).

кровельные балки...

Однако, полностью принимая даос, положения о приоритете «естественности» (цзы жань) и «недеяния» (у вэй), авторы «Хуайнань-цзы» утверждают: «Человек от рождения пребывает в покое, что является его небесной природой (син [1]), а после получения восприятий приходит в движение, что наносит вред его природе», поэтому «дела Поднебесной не следует вершить, они осуществляются, если положиться на их естественность, а изменения всей тьмы вещей не следует постигать, [нужно лишь] держаться того направления, по к-рому они идут», на что способен не безрезультатно напрягающийся «искусник» (жэнь шу чжэ), а «праздный, но неисчерпаемый» человек, своей телесной личностью «воплощающий Путь» (ти дао чжэ) (гл. 1).

напрягающийся искусник...

В «Хуайнань-цзы» богато представлены разнообразные науч. данные. В частности, вслед за «Люй-ши чунь цю» (XIII, 1) указаны размеры земли «в пределах четырех морей: с востока на запад — 28 тыс. ли, с юга на север — 26 тыс. ли» (гл. 4), что, с одной стороны, соответствует восходящей к Мэн-цзы и Цзоу Яню (IV—III вв. до н.э.) нумерологич. (сяншучжи-сюэ) топограмме девятеричной ойкумены (см. Цзин—вэй; Цзин тянь), а с другой — как количественно (с расхождением в 1%), так и «качественно» (с учетом сплюснутости Земли в полюсах) реальным размерам земного шара, к-рые на Западе примерно в то же время определил Эратосфен.

Хуан Цзун-си, Хуан Тай-чжун, Хуан Нань-лэй, Хуан Ли-чжоу. 24.09.1610, уезд Юйяо пров. Чжэшян, — 12.08.1695.

...

Славу Хуан Цзун-си принесли прежде всего его историч. сочинения, в особенности связанные с событиями недавнего прошлого — эпохи Мин (1368—1644), от сотрудничества в написании офиц. истории к-рой он по идейным соображениям отказался.

недавнего прошлого...

...

Первый его самостоятельный трактат «Мин и дай фан лу» («Записки для ожидаемого с визитом [правителя в период] Поражения Света» или, в др. возможном понимании, «Записки, просвещающие варваров в ожидании прихода [совершенномудрого правителя]»), написанный в 1662, посвящен обществоведч. проблематике (переизд.: Пекин, 1955; англ. пер.: W.Th. de Bary, 1993).

...

В общетеоретич. плане Хуан Цзун-си критиковал как буд. ересь отстаивавшийся школой Чэн И — Чжу Си и доминировавший в офиц. неоконфуцианстве приоритет «принципа» (ли [1]), всячески подчеркивая первичность коррелятивной ему «пневмы» (ци [1]): «то, что проницает Небо и Землю, пронизывает древность и современность, не может не быть единой пневмой (и ци), и только». Всенаполняющая, являющаяся «единым корнем» (и бэнь), «пневма» «рождает людей, рождает вещи», а «принципы» представляют собой упорядоченность ее «распространяющегося действия» (лю син), поэтому «без пневмы нет принципов» и «принцип — это принцип пневмы».

Поддерживая отстаивавшийся противоположным направлением в неоконфуцианстве, школой Лу Цзю-юаня — Ван Ян-мина приоритет «сердца» (синь [1]),

Хуан Цзун-си утверждал, что «все наполняющее небо и землю суть сердце» и «поэтому исчерпывающее [исследование] принципов означает исчерпание тьмы особенностей в собственном сердце, а не исчерпание тьмы особенностей тьмы вещей».

...

Tags: Духовная культура Китая
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments